Механизм арцахского урегулирования может быть принят как «матрица» для других конфликтов

  • 17:15 03.07.2023

Карин так

Бакинские СМИ и политологи нагнетают тему вероятной «спецоперации» в Арцахе, пытаясь найти правовые «аргументы» притязаний Баку на Арцах. При этом не приводится ни одного политического, правового аргумента: говорится лишь о силовом превосходстве и о дипломатической поддержке союзников. Попутно уверждается, что пока руководство Армении готово к уступкам, надо «дожать».

У Азербайджана нет легитимных аргументов, оправдывающих его притязания в отношении Арцаха, это всего лишь фальсификации, приправленные шантажом, с применением силы и угрозы силы, считает экс-министр ИД Арцаха Масис Маилян. Хотя Республика Арцах не была полностью признана международным сообществом, факт ее независимости был принят как реальность, а ее статус был признан на международном уровне как статус спорной и оспариваемой территории, отметил бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян.

Баку запутался в своих правовых «аргументах» и уже старается не упоминать о них, апеллируя только к праву силы. Мы сильнее, у нас могучие союзники, значит, все должно быть на наших условиях, говорят в Баку. И можно не сомневаться, что если бы переговоры происходили исключительно в трехстороннем с Россией треке – под зорким оком русско-турецкого центра в Агдаме, то условия Баку были бы однозначно приняты.

Но Вашингтон и Брюссель все более настоятельно предлагают свои посреднические усилия, и правовое и политическое банкротство Баку проявляется на этом фоне особенно откровенно и неприлично.

Посол по особым поручениям Армении Эдмон Марукян, отвечая на вопрос, какие карты должны быть в основе процесса демаркации, сказал: «Во время обсуждения в Кишиневе речь шла о карте Генштаба Советского Союза 1975 года, в ходе обсуждения было отмечено, что она будет принята за основу. А сейчас Азербайджан заявляет, что договоренности нет».

Эдмон Марукян напомнил о том, что во время встречи Армена Григоряна, Хикмета Гаджиева и Майкла Салливана в Вашингтоне было четко зафиксировано, что должен быть международный механизм обеспечения прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, после чего Азербайджан вновь заявил, что ни по какому механизму не было договоренности, хоть и было обсуждение. «Ранее они заявляли, что не обсуждают никаких вопросов, связанных с Нагорным Карабахом, поскольку это их внутреннее дело. На закрытой встрече обсуждают, а публично говорят – не обсуждали. Та же история и с картой», — подчеркнул он.

Между тем международное сообщество интенсивно обсуждает политико-правовую базу нового миропорядка, в контексте как украинской войны, так и других «спорных» проблем. То, что госсекретарь США Блинкен уделяет столь подчеркнутое внимание Арцахской проблеме, буквально вынуждая Баку участвовать в переговорах, говорит о важности Арцахского урегулирования. Не исключается, что механизм этого урегулирования будет принят как «базовый», или как матрица для урегулирования других конфликтов. Это будет зависеть от того, что будет заложено в основу урегулирования — право силы, консенсус, легитимность или волюнтаризм.

Урегулирование Украинского кризиса тоже «уткнулось» в политико-правовые проблемы. Зеленский говорит о возвращении к границам 1991 года, Медведев сегодня заявил о необходимости заключения нового Хельсинкского акта о безопасности (подобно 1975 году) на основе компромиссов. Власти Армении также говорят о Декларации 1991 года и картах 1975-го.

Подобные дискуссии говорят о том, что силовые решения обратимы, и все будут решаться на переговорах, в рамках выработанных мировым сообществом правовых матриц. Заявления правительства Армении о 29 тыс. кв. км ставит Армению вне процесса мировых дискуссий о новом миропорядке.

Step1.am

f