Посол США в Армении Кристина Квин надеется, что армяне Нагорного Карабаха смогут безопасно жить в составе Азербайджана. «Мы верим и надеемся, что это возможно. Считаем, что все стороны должны приложить совместные усилия, чтобы сделать это возможным. США считают, что это правильный подход», — сказала Квин. По ее словам, стороны должны действовать вместе, чтобы обеспечить защиту прав и безопасность жителей Нагорного Карабаха. И они заявили о необходимости соответствующих гарантий. «Остается найти путь к этому», — сказала Квин.
Фактически, США говорят, что согласны с «интеграцией», но при одном важном условии — если будут «соответствующие гарантии». Формат гарантий и есть главный вопрос. Более того, отсутствие гарантий является «гарантией» того, что выгодный Баку и Москве «мирный договор» не будет подписан.
Баку отвергает всякого рода международные гарантии, по умолчанию соглашаясь с российским военным присутствием. Однако в Баку и Москве не скрывают, что российское присутствие нацелено только на то, чтобы предотвратить «реванш» с армянской стороны – русско-турецкий мониторинговый центр в Агдаме зорко следит за всеми инициативами армянской стороны. Что касается российских «гарантий», то потери территорий после войны, пленение армянских солдат в присутствии российских военных, закрытие коридора, помощь российского генерала в установке флага Азербайджана на мосту Акари многое говорят о российских гарантиях.
Но другие гарантии Баку отвергает. Арарат Мирзоян, говоря о гарантиях,сказал, что «на земле будет необходимо присутствие представителей международного сообщества, офиса ООН, даже есть необходимость миротворцев в Карабахе».
Пока не будет решен вопрос гарантий, не будет ни мирного договора, ни мира, ни диалога. Баку не обсуждает вопрос гарантий, угрожая в случае, если Армения и США будут настаивать, выйти из переговоров и решить вопрос силовым путем.
Пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян написала, что «Азербайджан продолжает агрессивную пропаганду этнических чисток: 2 видео о новой операции «Месть 3″» против НК по государственному телевидению, онлайн-опрос, в котором 83% сказали «да» – тому свидетельство». Она отметила, что это откровенное проявление враждебности, которое нуждается в международном осуждении и предотвращении.
Как международное сообщество может предотвратить новую силовую акцию? Судя по намекам международных акторов, они не понимают позицию армянских сторон, которые не обращаются напрямую для получения помощи в предотвращении силовых действий Баку. Западные политики подспудно обвиняют правительство Пашиняна и власти Арцаха в дистанцировании от международных платформ и тотальной зависимости от России.
Глава правящей фракции «Свободная Родина» парламента Арцаха Артур Арутюнян сказал радио Азатутюн, что «в прошлом месяце было предложение о прямом диалоге между Степанакертом и Баку при посредничестве США. Вопросы, включенные в повестку дня, которые должны были быть обсуждены, по сути, были повесткой, навязанной Азербайджаном, о которой постоянно говорит руководство Азербайджана, мол, это интеграционный процесс».
Власти Арцаха справедливо заявляют, что не хотят говорить на тему интеграции в состав Азербайджана, при этом они не предлагают свою повестку и не обращаются к международным организациям с требованием международных гарантий. Не исключается, что Степанакерт не делает этого из-за давления российской стороны. В прошлом месяце в российской прессе появились сообщения о том, что «США пытаются навязать свое посредничество в диалоге между Баку и Степанакертом, в том числе угрожая Карабаху применением силы», на что Москва жестко отреагировала, обвинив министра ИД Арцаха Сергея Газаряна.
При этом, как сообщил председатель Антикризисного совета Арцаха Тигран Петросян, президент Арцаха Араик Арутюнян обратился на днях с письмом к Путину. Петросян отметил, что арцахцы после войны поверили гарантиям Путина и теперь ждут его реакции, в противном случае…
Выступивший на днях в парламенте Арцаха президент Араик Арутюнян сказал, что право на самоопределение неотъемлемо, и никто не может нас заставить от него отказаться. Оно может быть реализовано, если не поддаваться давлению. «Мы вновь оказались перед выбором – комфорт или борьба за наше будущее, мы не согласимся на диалог в Баку, так как он будет исключительно по теме регинтеграции», сказал он, заявив, что придется терпеть лишения. Он не говорил о встрече в третьей стране и международных гарантиях.