На неудачный «кульбит» Баку с подключением Арцаху газа и почти немедленным его отключением с не присущей эстонцу прытью отреагировал спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар. Как только газ подключили, он сделал «политкорректный» твит: «Приятно было прочитать сегодня утром, что газоснабжение Ханкенди/Степанакерта восстановлено».
Не известно, из чего представитель ЕС исходит, называя столицу Арцаха «Ханкенди», но надо понимать, что покидающий свой пост Клаар хотел тонко намекнуть, что Баку подключил газ под «давлением» Европы. Ведь через несколько дней в Брюсселе планируется встреча Пашинян-Алиев, и Баку, видимо, хотел показать Брюсселю, что никакое давление на него не действует, пока за ним горой стоят Путин и Эрдоган.
Набирающий обороны после выборов Эрдоган, видимо, намерен занять лидирующую роль в постсоветских конфликтах — Карабахском и Украинском (и в Грузинском тоже), и постепенно пытается ослабить влияние России, чтобы заполнить «вакуум». Россия не особенно «сопротивляется», предпочитая, чтобы вакуум заполнила Турция, а не, допустим, Франция. Именно на это нацелена свирепая антифранцузская кампания и совместная русско-турецкая операция по срыву посредничества ЕС и США.
В Степанакерте «кульбит» с газом был воспринят как подозрительный шаг. Советник госминистра Арцаха Артак Бегларян сказал, что никакого общения на эту тему с арцахской стороной не было. В Степанакерте говорят, что могут только догадываться о причинах такого шага Баку.
«В любом случае власти Азербайджана должны осознать, что они не могут отнять у нас наши естественные права и сломить наш дух и волю к свободе ни газом, ни электричеством, топливом, ни продовольствием и другими бытовыми лишениями», написал Артак Бегларян.
В то же время, представитель правительства Арцаха отметил, что «полная осада Арцаха, перебои с подачей электроэнергии и газа являются проявлениями преступлений против человечности, а значит, международное сообщество должно безотлагательно и практически устранить эти нарушения и не допустить дальнейшего углубления гуманитарной катастрофы. И одной из обязательных форм реализации этого является признание и защита нашего права на самоопределение, потому что гуманитарная катастрофа является лишь следствием подавления политических прав и свобод нашего народа».
Это очень важная констатация. Тойво Клаару, вместо пустых топонимических«упражнений», не мешало бы озаботиться правовой и политической оценкой блокады Арцаха, а не радоваться тому, что дали газ. Сегодня дали, завтра отключили.