После падения армянской государственности местным властям удалось сохранить армянское самоуправление в горных районах Армении, таких, как Зейтун, Сасун, Шатах, Сюник и Арцах в Восточной Армении. На протяжении всего Средневековья в Арцахе существовали княжеские меликские дома, способные противостоять иноземным нашествиям и сохранять политическую независимость. Хотя они и принимали власть завоевателей, но были полностью самостоятельны в вопросах внутреннего управления — в сборе налогов, судебных тяжбах и даже имели право держать собственные войска, по историческим источникам, их численность достигала 10-12 тысяч.
Позже, в 16-17 веках в Арцахе появились дома меликов, которые были наследниками позднесредневековых княжеских домов и в тот исторический период возглавили армянское национально-освободительное движение против персидских и турецких завоевателей. В 1736 г. Надир, объявивший себя шахом Персии, положил конец династии Сафевидов и на время восстановил целостность империи. В тот исторический период меликские дома Арцаха образовали политико-административную единицу под названием меликства Хамсы.
По рекомендации Надира меликский князь Аван Дизакский, или, как его еще называют, Мелик Еган получил титул хана-Бекларбека и правителя всех армянских меликств Арцаха, которые находились в непосредственном подчинении брата Надир-шаха Ибрагим-хана. Как справедливо отмечает Х. Папазян, ссылаясь на литографическую запись в приемной Мелика Егана, наряду с грузинским княжеством Картли-Кахетия в Закавказье впервые появился армянский Бекларбек «Махал эль-Хамсе», в который вошли территории исторического Арцаха до Аракса, то есть территория меликств Хамсы соответствовала территории Республики Арцах до второй Арцахской войны 2020 года.
Армянское образование, сформированное в Арцахе, почти 2 десятилетия вело независимую жизнь. А о политических способностях управляющего Мелика Егана мы можем составить мнение по литографической записи в его приемной, в которой сказано: «ՌՃՁԶ (1737 г.). Эта приемная — в память. Итак, я, сын архимандрита Гукаса, Мелик Еган: народ собрался и назначил меня кёхва (хозяином). После того, как в стране началась смута, я оказал определенную услугу шаху Тахмаспу, сыну шаха Султана Хусейна, и он дал мне меликство над ними. Затем пришли османы и отобрали у него [землю]. Я и ему оказал услугу, и когда привезли в Дизак, я не позволил, чтобы пленили мою Армению. Пришел могущественный царь Шах Надир из Арага (Центральный Иран) со своей армией и отвоевал страну у османов. Я оказал ему такую услугу, что он назначил меня ханом и бекларбеком над 6 магалами христианского народа: Талышем, Джрабердом, Хаченом, Варандой, Кочизом и Дизаком. Тот, кто прочитает потом, узнает из этого писания, что уклад наш был таким, и пусть скажет за упокой. Аминь.» Ссылаясь на историко-политическое значение этого письменного памятника, политолог М. Саргсян отметил, что в любом случае мы видим феномен суверенной политики власти, с которой считались и которые вознаграждались.
В руках у меликов были сосредоточены все рычаги централизованного внутреннего правления. Судебная власть находилась в руках меликов, последние, в отличие от меликов Еревана, также имели право приводить в исполнение смертную казнь. И вообще мелики, сражавшиеся за спасение Родины, могли своей властью наводить порядок и править в своих владениях.
Мелики Арцаха имели право содержать войско, численность которого, по данным источников, доходила до 20 000 человек, каждый дом обязан был предоставить одного воина. Мелики всегда держали свиту телохранителей в 300 человек.
В отсутствие армянской государственности Арцахские меликства могли стать базой, на которой выстраивалась бы армянская государственность, но их единство не выдержало испытания времени. Единство было нарушено внутренними распрями, начавшимися с Шахназара II, мелика Варанды, воспользовавшись которыми в неприступной крепости Шуши был создан новый центр внешней силы под предводительством Панаха.
Панах, а затем Ибрагим проводили жестокую борьбу с армянскими меликами. Особенно упорное сопротивление оказывали мелики Дизака, Джраберда и Гюлистана, но больше всего досталось меликам Еганянам: часть их были убиты, а часть насильно обращена в ислам. Три десятка лет шла борьба за власть между правителями Тога и Шуши — центров меликств Хамсы. Антиармянская политика, проводимая Панахом и Ибрагимом, поощрялась действующими в регионе внешними силами, и в этом смысле важное значение имел подписанный в 1805 году Кюракчайский договор, признававший наследственное правление Ибрагима в Карабахе. Власть меликов Хамсы была окончательно упразднена в середине 19 века, после присоединения Восточной Армении к России.
Сегодня диктатор Азербайджана пытается сделать то же самое, ликвидируя следы армянской государственности в Шуши и превращая его в культурный центр мусульманского мира, а гадрутский-дизакский Тог — в государственный историко-архитектурный и природный заповедник «Туг» — как историческое «наследие» азербайджанцев.
Тем не менее, бесспорна роль арцахских меликов в сохранении армянской государственной мысли и традиций, меликов, которые считали себя «наследниками благородных воинов армянских царей» (А.Магалян). По мнению Раффи, затерянная в безвестности армянская держава, меликства Хамсы, была уникальным государственным образованием, которое, возможно, не получило достойной политической оценки и не было изучено.
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.