Сейчас все по-другому: Армения обратилась к Франции с просьбой поставить оружие

  • 11:16 15.07.2023

Сенат Франции

После того, как в Арцахе начались акции протеста с конкретными претензиями к российским войскам, а омбудсмен Арцаха озвучил угрозу закрытия в Арцахе офиса МККК или подчинения его Баку, состоялась встреча бакинского министра ИД Байрамова с представителем МККК. Байрамов «с барского плеча» позволил перевозку больных через Лачинский коридор.

Вчера 11 пациентов вместе с сопровождающими их лицами при посредничестве и в сопровождении МККК были перевезены в медицинские центры Республики Армения. На машинах МККК в Арцах вернулись 8 пациентов, направленных на лечение в Армению в рамках госзаказа.

Такой ход событий говорит о том, что ограничиваться требованием о перевозке больных посредством МККК не стоит. Дело не только в перевозке больных и даже не в поставках продовольствия. Речь о необходимости постоянной и бесперебойной связи Армении с Арцахом, что является основным условием проживания армян в Арцахе.

Требования об открытии коридора, об определенном статусе для Арцаха «в составе Азербайджана» и о гарантиях безопасности выдвинуты Алиеву как условие согласия международного сообщества с подписанием так называемого «мирного договора» между Арменией и Азербайджаном.

Алиев категорически не принимает эти условия: в Баку откровенно говорят, что если оставить коридор, международные гарантии и статус, то это будет своеобразное признание прав армян. А в число прав, как известно, входит и самоопределение.

Кроме того, Баку, закрепив связи с союзниками – Россией, Турцией, Израилем, рассчитывает, что и на сей раз, если не удастся подписать договор (который Алиев называет капитуляцией Армении), будет действовать силой.

В сентябре 2020 года так оно и было, и основным «гарантом» права Баку на силовое решение стал Трамп, который доживал свой президентский срок. Помнится, когда Трампа спросили – как же так, что теперь делать Армении, он сказал: «Посмотрим, смогут ли армяне что-то сделать».

У Армении не было в 2020 году союзников – в том числе, «благодаря» бездарной работе армянской дипломатии, свято верившей в гарантии России. Пашинян недавно признал, что в конце сентября 2020 года «близкие партнеры» уверяли его, что вероятность военных действий мала. Армения положила все яйца в одну коризину и передала на хранение Путину. А он разом разбил все яйца. Потенциальные союзники Армении, не получив обращения Еревана о военной помощи, не стали ничего делать. Даже год назад, когда в Армению приехала Нэнси Пэлоси, правительство Армении никак не отреагировало на вопрос, чего хочет Армения.

Как обстоят с союзниками сейчас? То, что Алиев, все еще грозящий военными действиями, не предпринимает масштабных действий, говорит не о его разумности и не о том, что Москва, Анкара и Тель-Авив изменили свои позиции. Это говорит о том, что верящий в право силы Алиев, возможно, сталкивается с большей силой.

Это не значит, что в какой-то момент он не прибегнет к силовому решению. Но на этот раз может быть не так, как при Трампе. Хотя последняя встреча Эрдогана и Байдена говорит о том, что США могут дать «добро» на замену России в Армении на Турцию, и не случайно Эрдоган уверенно заявил, что в 2025 году Россия уйдет из Арцаха. Москва, кстати, не прокомментировала это заявление.

При этом Москва, Баку и Анкара проводят жесткую кампанию против Макрона, призывая его не вмешиваться. Председатель Сената Франции Жерар Ларше после встречи с Аленом Симоняном сделал твит: “Требую немедленно открыть Лачинский коридор, соединяющий Армению и Нагорный Карабах, и ускорить поставки Францией оборонительных вооружений в Армению в целях обеспечения ее безопасности”.

Означает ли это, что есть план, по просьбе Армении, поставок французского вооружения Армении, и появилась необходимость их ускорить? И означает ли это, что порочный русско-турецкий военный баланс в регионе может быть нарушен, если в регионе появится современное западное оружие? И будет ли это сделано до «прием-сдачи» Армении от России к Турции? После этого акта никакое оружие не поможет, и гостеприимной Франции придется принимать новую волну армянских беженцев.

Step1

f