На вопросы Step1.am отвечает лидер Конструктивной партии Армении Андриас Гукасян.
В Арцахе многие задаются вопросом, почему в Армении, где в последние годы сложилась традиция уличных протестов, нет заметных акций в связи с ситуацией в Арцахе? Что это — безучастность, поляризация общества, усталость?
Это связано с отстутствием доверия к власти в Армении и Арцахе. И Никол Пашинян, и Араик Арутюнян не пользуются доверием, поэтому инициированная Арутюняном акция не вызывает желания содействовать. Так же, как для большинства Пашинян перестал быть лидером, героем, и позитивных ожиданий от него у большинства граждан Армении нет, а в Арцахе и изначально не было.
В высказываниях политических сил Армении в том или ином виде присутствует тезис «Арцах сдали» (не они сдали, а другие), и бессмысленно сейчас что-то делать. Каково отношение к судьбе Арцаха, а не к власти?
К судьбе Арцаха большинство армян относятся с огромной болью. Но армянский народ в 2021 году поставили перед выбором – либо выбирать Пашиняна, у которого предательская сделка с Москвой и Азербайджаном, либо выбирать Роберта Кочаряна, представителя арцахского клана, который в общественном восприятии ассоциируется со всем негативом в Армении. Общество выбрало наименьшее из зол, по его мнению.
Шантаж судьбой Арцаха продолжался все эти 30 лет, и он продолжается, на этом пытается сейчас делать политику Араик Арутюнян – сидит в палатке. Что он хочет сказать, что не глава государства? Что вокруг него могут объединиться люди и обратиться с протестом — к кому? Кто-то поднимает вопрос, почему Арцах сейчас в блокаде? Арцах в блокаде, потому что так решило руководство Армении, Арцаха. Чего хотят от армянского общества? Чтобы оно вышло и поддержало людей, которые приняли эти решения?
В эти протесты никто не верит, людям кажется, что это спектакль. И собенность ситуации, начиная с 2021 года и по сей день, в том, что армянское общество не поддается на шантаж судьбой Арцаха. Создана искусственная ситуация и выдвинут лозунг – Арцах в опасности, идите спасайте, и это не вызывет отклика.
Это ни в коей мере не означает, что армянский народ не готов к реваншу, к войне с Азербайджаном, не готов предъявлять требования Турции, но ни с предательским руководством Пашиняна, ни с предательским руководством Арутюняна никакого реванша быть не может. А пока в Армении живут Кочарян и Саркисян, армянский народ будет относиться с опаской к любому протестному движению, так как будет рассматривать это как попытку карабахцев захватить власть
То есть если завтра в Степанакерте появится азербайджанская администрация, российские войска уйдут или не уйдут, и Арцахский вопрос будет решен подписанием договора, то даже это будет восприниматься как шантаж?
А как же? Ведь это может произойти только с согласия Арутюняна, партий, военного командования Арцаха.
Судьба Арцаха идентифицируется с политическим руководством? И пропади оно пропадом?
Но почему — у Арцаха есть Конституция. Араик Арутюнян – президент Нагорно-Карабахской республики с бюджетом 200-300 млн. долларов. Он тратит 1 млн. долларов в день. Есть Армия обороны, командующий, судьи, полиция. Это что, 30 лет все было понарошку? Нас пытаются убедить, вот этими акциями, что нет государства, есть только 120 тыс. человек. При таком подходе азербайджанцы скоро действительно будут в Степанакерте.
Если Арцах не хочет такой судьбы – курс должен быть на досрочные выборы. Уберите из власти людей, которые ведут Арцах к поражению.
Это возможно в нынешних условиях?
А чем отличаются условия от 1989 года? Разве тогда Шуши был под армянским контролем, или Тог? И тогда большую часть НКАО занимали азербайджанцы, с ОМОНом, но вектор был другой, были лидеры, было Движение. А сейчас есть государство, и может ли быть движение при наличии государства? Это проект чего? В итоге это движение обратится к мировому сообществу с просьбой дать русским мандат? Типа если русские получат мандат, тогда Лачин откроют. Поэтому сейчас не ясно, чего хотят руководители Арцаха от граждан Арцаха и Армении.
Для чего этих людей держат в заложниках? Кто контролирует Лачинский коридор? Россия. Посчитают нужным отдать контроль Азербайджану, отдадут, и сделают это руками Арутюняна, командующего АО.
То есть единственный выход – досрочные выборы?
Естественно, ведь это государство. У Арцаха есть Конституция, органы власти, то есть инструменты, которыми народ реализует свою политическую волю. Но какова эта воля? Вы хотите объединения с Арменией, или свое государство? Надо сформулировать цель и сказать миру, что мы будем за это сражаться. Так поступают народы, которые становятся международно признанными. А если 120 тыс. человек просто говорят, дайте нам хлеба, то… Это гуманитарная проблема или проблема государства? Значит, никто не заинтересован, чтобы сформулировать задачу. Это очень опасная ситуация, доведенная до предела, и с этими властями могут быть для людей самые тяжелые последствия.
Что не устраивает людей? Что Лачинский коридор закрыли? Кто закрыл? Может, Азербайджан закрыл, а Россия хочет открыть, но нужна помощь армян? Если это так, то через 15 минут весь армянский народ будет в Лачинском коридоре. Другие государства готовы помощь оказать, общественные организации, армянский, французсккий народы, все политические силы Франции. Никто не безразличен к судьбе Арцаха.
И нельзя говорить, что это безвыходная ситуация. Такая ситуация была 1989-90 гг., и люди выжили. А сейчас и уровень международной поддержки, и уровень самоорганизации выше. Арцахская республика не фейк, не бывает фейков с бюджетом 1 млн. долларов в день. Деньги есть, оружие, армия есть, чего не хватает? Цели, ради которой можно и блокаду терпеть, и нести лишения.
Разве в 1990-х люди могли рассчитывать на Францию, США? Была операция Кольцо, депортация, тоталитарный СССР.
Была поддержка Армении.
Но и тогда руководство Армении было против Движения, и Лачинского коридора не было, но были добровольцы, лидеры. А как обеспечивалась связь?
Вертолетами. Недавнее шествие к степанакертскому аэропорту с попыткой восстановить юрисдикцию Арцаха вселило надежду, что будут вертолеты. Но…
Задачи такой не было. В начале 1990-х мир знал, чего хочет Арцах, и была поддержка. За 30 лет люди сладко ели, мягко спали, разучились бороться за свои права, доверили их каким-то людям и сейчас по инерции продолжают к ним апеллировать, и это привело к социальным трансформациям. Я не знаю ответа на вопрос, как мобилизовать людей. Люди с недоверием относятся ко всем, кто пытается что-то сделать извне. Варданяна приняли в штыки, не принимают «приезжих» из Диаспоры. Примеров масса, начиная с того, как Игорю Мурадяну, инициатору Карабахского движения, морду набили в Лачине. И Степанакерт промолчал. И сейчас мы пожинаем плоды этих многолетних процессов.
Мое мнение, что ни международное сообщество, ни в Армении не ведутся на шантаж. Все задаются вопросом – а чего это Араик в палатке?
Это попытка не подать в отставку?
Так и есть. Блокада будет прекращена русскими, когда у них будет необходимость. Если будет угроза, что они могут потерять Армению, то они будут по-другому относиться. Сегодня они уверены, что их Никол там сидит, ничто ему не угрожает, Серж, Кочарян ему помогают. Годы понадобятся, чтобы у армян глаза открылись и они поняли, что это предатель, что человек взял деньги и продал Карабах. Люди не хотят верить в продажность политического класса, но и доверять не могут.
А Азербайджан и Россия понимают только язык шантажа. Вот сидит Араик в палатке и никого не шантажирует. А если он обратится с заявлением к Франции с просьбой ввести войска в Арцах – это будет шантаж. Коротенькое обращение к народу Франции – «нас обрекают на геноцид, просим обеспечить военное присутствие в Арцахе, русские окрыто поддерживают геноцид армянского народа». У Араика Арутюняна есть мандат заявить об этом от имени арцахского народа. Если арцахцы считают, что Араик продался заодно с Николом, надо назначить кого-то другого. И тогда в этот аэропорт прилетят самолеты. Азербайджанцы начнут делать все по-другому, откроют не только Лачинский коридор, но и Арцах, чтобы избежать международного вмешательства. Нет вмешательства – можно с армянами делать что угодно.
Азербайджанской администрации в Арцахе, даже если захочет Араик со своими российскими товарищами, не будет. Если получится, то азербайджанцам будет только хуже от этого.
Так что, я хладнокровно отношусь, понимаю, как это тяжело, на грани, но это обычный шантаж заложниками. Людям придется выживать, но должна быть провозглашена цель – воссоединение с Арменией, независимость, стать членом ООН. Должны быть баррикады, люди должны взять в руки оружие. Есть армия, государство, люди, которые готовы противостоять, и вокруг них должно быть сплочение. Надо будет какого-то русского взять в заложники на 20 минут — значит, придется брать. Отобрать вертолеты.
Думаю, азербайджанцы тоже ищут способ, как открыть коридор. Может, Араику показалось, что коридор скоро откроют, поэтому он пошел в палатку, чтобы сказать, будто это благодаря ему?
А что за неделя, почему Арутюнян взял тайм-аут на неделю?
Видимо, движение начали, чтобы русские сказали азербайджанцам — смотрите, надо пропустить пару колонн. А азербайджанцы скажут – ну, мы уголовное дело с МККК закрыли, так что, можно снова запустить КПП. Азербайджанцы в Брюсселе сказали, что они через Агдам готовы поставлять гуманитарные грузы, а американцы и европейцы сказали – отлично, мы в Агдаме склад купим у вас, а для его охраны 10 тыс. солдат привезем. И они тут же одумаются, потому что из Агдама гуманитарная помощь будет возиться в рамках Программы продовольствая ООН, а кто ее должен охранять?
Наира Айрумян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.