Россия, наконец, сказала, в каком случае «энергично» остановит гуманитарный кризис в Арцахе.
Постоянный представитель РФ в ОБСЕ Александр Лукашевич на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ 20 июля заявил, что «мы исходим из того, что неотъемлемой частью соглашения (между Арменией и Азербайджаном) должно стать …неукоснительное выполнение всех положений трехсторонних заявлений между Россией, Азербайджаном и Арменией, включая запуск процесса делимитации армяно-азербайджанской границы и разблокирование транспортных коммуникаций.
С учетом изложенного российская сторона подтверждает свой настрой энергично способствовать восстановлению нормальной жизнедеятельности Нагорного Карабаха и продвижению процесса армяно-азербайджанской нормализации», — заявил постпред РФ.
Это заявление прямо перекликается с тем, что сейчас звучит из уст представителей различных сил в Арцахе. Парламент Арцаха, напомним, выступил с заявлением, в котором призвал Армению «немедленно» обратиться в СБ ООН с требованием мандата ООН для российских миротворцев.
Рубен Варданян пошел еще дальше и исключил Армению из формата переговоров, потребовав подписания нового трехстороннего соглашения «Арцах-Россия-Азербайджан». При этом он также заявил, что в Арцахе могут быть либо только российские миротворцы, либо еще и китайские.
Российские и арцахские «дипломаты» заговорили о таком развитии сразу после брюссельской встречи, на которой Баку, намеренно выдвигая завышенные и бессмысленные требования, с подачи Никола, сорвал переговоры. Именно под давлением тандема Шарль Мишель заявил о «дороге через Агдам», о признании Арменией «территориальной целостности» Азербайджана, включая Арцах, и прочем. Это, разумеется, вызвало негативное отношение в Арцахе, и все «радостно» вернулись к русско-турецкому треку, ожидая «энергичных усилий» России.
Сам Пашинян после встречи в Брюсселе заявил, «не может представить конкретные результаты трехсторонней встречи». Коридор не удалось открыть, не удалось договориться по коммуникациям и делимитации.
Но если нет договоренности, то что дальше? Пашинян сказал, что сейчас главная задача – «привлечь внимание мирового сообщества к гуманитарному кризису в Арцахе». В Степанакерте оказались проворнее – тут же заявили, что никакой Брюссель, никакая Франция нам не поможет, и нужны только российские миротворцы.
Сопоставление заявлений Лукашевича, Рубена Варданяна и Артура Товмасяна указывает на то, что они были согласованы в одном: парламент Арцаха делает заявление о приверженности русскому плану и отречении от плана Мишеля, Армения выводится из формата переговоров, а русские возвращаются «к исполнению своих обязанностей» и смягчают кризис. Может, даже газ дадут. А больных вылечат на КПП в Акари азербайджанские врачи.
Примечательно, что в Арцахе, где Шарля Мишеля подвергли остракизму за упоминание Агдама, не обратили внимание на слова Марии Захоровой о «слаженной работе с турками» в мониторинговом центре в Агдаме.
Наира Айрумян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.