Кто пригласил Турцию? Заседание СБ ООН не закончилось, или закончилось ничем

  • 08:54 17.08.2023

Заседание СБ ООН по вопросу Арцаха, фактически, не закончилось, потому что не было принято ни заявлений, ни резолюций. Официальный Ереван может настаивать на его продолжении, если, конечно, не сочтет итоги вчерашнего обсуждения достаточными для себя.

Что нужно было официальному Еревану? В числе его требований – направление миссии для оценки ситуации в Карабах и принуждение Азербайджана к деблокаде «путем решительного международного вмешательства» для решения гуманитарных задач.

Присутствовавшие, в принципе, и без миссии адекватно оценили ситуацию — никто (кроме представителя Баку) не отрицал наличие кризиса, так что, в «миссии по оценке ситуации», по большому счету, нет нужды. А что касается «решительного вмешательства», то Армения не указала конкретные меры – скажем, ввод миротворческих войск. Армения не заявила, что блокада Бердзорского коридора является концом установленного после войны 2020 года статус-кво, и нужна другая система безопасности, не зависимая от России. «Армяно-азербайджанское примирение немыслимо без надежных и ясных гарантий безопасности и соблюдения прав жителей Нагорного Карабаха на основе общепризнанных международных принципов в рамках юридического поля Азербайджана», сказал представитель России. Кроме него никто о «юридическом поле Азербайджана» не упомянул.

Впрочем, благодаря «мирной повестке» Еревана сложилось так, что «не зависимая от России» система безопасности постепенно становится зависимой от Турции.

Согласно правилу 37 СБ ООН, в заседании СБ ООН также участвовала Турция, которая выразила поддержку позиции Баку. Это правило позволяет приглашать государство, не являющееся членом Совета Безопасности, на обсуждение без права голоса, если обсуждаемый вопрос затрагивает интересы данной страны. Согласно этому правилу было обеспечено участие Армении и Азербайджана в сессии, сообщает Голос Америки.

То есть пригласившая сторона считает Турцию столь же заинтересованной страной, как и Армению и Азербайджан. Почти нет сомнений в том, что Турцию пригласила Россия. Хотя США также заявляли об «эффективной роли», которую может сыграть Турция.

Примечательно, в этом плане, что в Агдаме, который Москва и Баку уже открытым текстом предлагают как «альтернативу Лачину», расположен русско-турецкий мониторинговый центр, и Турция на самом деле является стороной конфликта. Вернее, есть русско-турецкая сторона конфликта, для которой власти в Баку и Ереване являются инструментами.

Эта сторона конфликта противостоит северо-атлантическому блоку, представители которого требовали политических решений.

Представитель США заявила: «Хочу подчеркнуть необходимость продолжения сторонами переговоров, направленных на стабильное, мирное урегулирование конфликта и урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном. Эти мирные переговоры требуют гибкости и компромисса со всех сторон. Позвольте мне быть откровенной — мир в регионе должен включать защиту прав и безопасность лиц в Нагорном Карабахе». Заметьте, никакого «юридического поля Азербайджана» тут нет.

Представитель Франции отметила: ««Франция призывает обеспечить немедленный, свободный и беспрепятственный доступ для гуманитарных организаций и учреждений ООН к населению  и  призывает к открытию Лачинского коридора. Франция по-прежнему твердо привержена поиску долгосрочного и стабильного мира в регионе. В этой связи Франция призывает к возобновлению переговоров, направленных на урегулирование остающихся вопросов, включая права и гарантии населения Нагорного Карабаха. Такое урегулирование возможно только посредством диалога и исключает любое использование силы или угрозу применения силы». Тоже без «Азербайджана».

В свою очередь поверенный в делах делегации ЕС при ООН Сильвио Гонзато заявил, что предлагаемый Баку маршрут поставок через Агдам не может рассматриваться как альтернатива Лачинскому коридору.

Каждая из сторон сделает свои выводы из вчерашних обсуждений, но ключевая роль принадлежит Еревану и Степанакерту. Армянская сторона имеет шанс выйти из порочного русско-турецкого трека и обрести международную субъектность. Но для этого нужно кардинально сменить стратегию. И рабское мышление.

Наира Айрумян

f