В Арцахе «громко молчат» по поводу кандидатов в президенты: что происходит

  • 15:05 06.09.2023

«Смена власти» в Арцахе внесла определенные корректировки в планы мировых силовых центров.

В Баку говорят, что смену власти осуществила Москва, чтобы торпедировать вмешательство Запада. «Баку будет говорить только с Москвой, и Москва не позволит, чтобы Запад (который предлагает то же, что и Россия), все решил сам, и тогда России придется покинуть не только Карабах, но и Армению». Об этом сегодня было черным по бедлму написано в российском Коммерсанте со ссылкой на диписточники.

В самой России «смену власти» в Арцахе «не заметили», хотя пророссийские силы в Армении не скрывали удовлетворения по поводу отставки Араика Арутюняна, который считается провайдером политики Никола Пашиняна. А Серж Саркисян даже сказал, что «Самвел Шахраманян будет хорошим президентом».

«Это был довольно серьёзный политический шаг со стороны Степанакерта, то, что они сказали, что да, мы готовы участвовать в переговорах, если это будет какой-то международный формат, если это будет подразумевать какое-то участие международных посредников и так далее. И сейчас, как мы видим, там произошло изменение руководства, и пока нет ясности, кто будет непосредственным главой местных властей и, исходя из этого, как скоро будет сформирована какая-либо позиция на счёт этого вопроса», — в беседе с Радио Азатутюн сказала эксперт Международной кризисной группы Олеся Вартанян.

Однако наряду с внешним фактором зачастую из вида упускается внутренний фактор в Арцахе. И отсутствие кандидатов в президенты, «громкое молчание» политических сил, особенно, на фоне российских откровений об «интеграции и агдамском маршруте»,  говорит не только о замешательстве в Арцахе, но и признаках «самоопределения». В Степанакерте, наконец, ощутили свою долю ответственности, но еще не все сформировали «суверенную» позицию.

Пока о своей позиции откровенно говорит руководитель партии «Единая Родина» Самвел Бабаян. Он подтвердил, что представил Азербайджану «предложения по преодолению возникшего в Нагорном Карабахе гуманитарного кризисаЭ, но не уточняет — кому и по каким каналам передал эти предложения и какой ответ получил.

«Мы полностью придем к серьезному пакету, после этого сядем за стол переговоров, по пунктам найдем решения, чтобы Арцах, начиная с восстановления его территорий, был единицей как таковой, со своей воинской частью, со всем», — сказал бывший министр обороны НК. То есть сначала достичь взаимного доверия с азербайджанцами, а затем перейти к политическому решению.

Он говорит, что альтернативой является «бороться до конца, умереть с голода ради смены власти в Ереване».

Другой актор внутриполитических процессов в Арцахе – Рубен Варданян выразил недовольство отсутствием активного участия диаспоры в жизни Армении. «Не прослеживается, какие шаги предпринимаются, чтобы армяне диаспоры могли служить в армии, платить налоги, какие взаимные обязательства имеют диаспора и Армения друг к другу», – подчеркнул Варданян.

Его приезд в Арцах примерно год назад и назначение госминистром было расценено двояко: Варданяна называли провайдером интересов российских олигархических кругов и спецслужб. И не случайно — многие его высказывания касались исключения Армении из формата переговоров по Арцаху.

В то же время, его активная деятельность в диаспоре, связи с Дашнакцутюн как, пожалуй, самой влиятельной в диаспоре партией, назначение Давида Ишханяна спикером парламента приводит к выводу, что посредством Рубена Варданяна может быть активизирован паннациональный ресурс, который усилиями Никола Пашиняна нейтрализован. И это не случайно – Эрдоган также говорит, что на пути «мира» по плану Путин-Алиев-Пашинян стоит диаспора.

Кого будет представлять новый президент Арцаха? Чья поддержка сейчас важнее – России, которая уже разъяснила свою позицию, армянского правительства или диаспоры? Сейчас не время для политических игрищ, и выбор должен быть ювелирным.

Наира Айрумян

f