Виноградная глюкоза заменяет в Арцахе не только обычный сахар, виноград сегодня можно вообще считать единственным продуктом питания.
Прошедшая неделя в Арцахе выдалась дождливой. На одной из остановок в Степанакерте сидит женщина, рядом тяжелые сумки. Я говорю ей, что общественного транспорта нет, и придется идти по Азатамартикнери пешком, как и все остальные. Женщина оказалсь из села Сос. Она стала объяснять мне, почему из Степанакерта исчез и виноград, чуть ли не единственная наша еда (а я-то думал, что сезон закончился, и пора ждать гранатов из Нахичеваника). Выяснилось, что машины не могут въехать на виноградник из-за дождя.
«Дорогой мой, мы в деревне находим что поесть, земля нас кормит, а вы тут в страшной ситуации. Мы бы рады помочь тем, что есть, но нет топлива. Как только появляется бензин, собираемся с сельчанами, находим машину, доставляем в город пшеницу, картофель и виноград. Сезон еще не окончен. Слава Богу, у нас большой виноградник в Амарасе, но нам не удается привозить тоар. Есть те, кто не может собрать урожай, потому что он под прямым прицелом азербайджанских солдат, туда страшно заходить, стреляют… Раньше к нам приходили и покупали виноград прямо на плантациях, а сейчас даже деревенский транспорт не работает», — рассказала мне женщина.
Ситуация с продовольствием в Арцахе становится все более чрезвычайной. В опустевшем от машин городе разносится лишь звук моторов машин российских миротворцев. Везде говорят о хлебе. «Я позвонила маме, она мне сказала, что нашла два килограмма муки, вечером испечет детям хлеб, не знаю, что буду делать потом…».
Перед Минсоцобеспечения огромная толпа людей. Я думал, они пришли за гуманитарным грузом российского Красного Креста. «Нет, брат, та помощь уже давно нашла своих хозяев… А тут дают талоны на хлеб», — пояснил молодой человек.
Если в прошлом месяце двери супермаркетов еще были открыты, хотя остался только алкоголь (приходили миротворцы, покупали, рассказает продавщица), то сегодня они просто закрылись и разошлись по домам. Покупают продукты, на которые раньше, наверное, никто даже не смотрел. «Сдается в аренду» заменено на «продается». Но кто покупатель?
В единственной открытой точке питания города продают только сухие пирожки с фасолью, черная мука в которых ощущается во рту как крупная соль. Соли там, естественно, мало, потому что сейчас она стоит по цене золота. Хотя что можно купить за деньги. Вы, наверное, знаете, что жители Арцаха создали «онлайн-рынок» на Facebook и пытаются обмениваться друг с другом тем, что у них есть. Меняю подгузники №1-2 на масло, мыло на яйца, сигареты на бензин (на черном рынке можно найти сигареты по норвежской цене — 4 тыс драмов за пачку), сода на пять килограммов белой муки, картошка на кофе и так далее.
Электричество как всегда отключается в самый неудобный момент. Грустно видеть, как поздно вечером приходят школьники, подсвечивают своими телефонами пустые прилавки и спрашивают. «Остались только пирожки ?» Этот толстяк, наверное, и не предполагал, что однажды ему придется стоять в очереди со школьниками за пирожками. Я тоже не думал, что однажды хенгялов ац станет таким маленьким, скудным и без масла, а потом его вообще не будет. Я даже не представлял, что аппарат не будет выдавать кофе. Но даже в четырехзвездочном Валексе не выдает. В отеле «Армения» говорят, что с первого числа работать не будут. Степанакертский рынок полностью опустел.
Посты матерей о детских подгузниках также говорят о том, что все становится только хуже. «Ребенку нужны подгузники, цена не имеет значения, мне не на что обменять…»
Но самое страшное — это участившиеся в последние дни в Facebook посты о покупке чемоданов.
«Самое сложное для меня — это посты о поиске чемодана. Ты понимаешь, что люди имеют право устать от борьбы и просто хотят жить нормальной жизнью, но с каждым новым постом о поиске чемодана я чувствую себя немного более брошенной, немного преданной и немного более одинокой. Еще хуже — отъезд знакомых вам людей, тех, кто говорил, что лучше умрет, чем отдаст свой паспорт азербайджанцуна проверку на незаконном КПП… Я не виню их, Бога ради, может, корабль затонет до такой степени, что бороться уже будет бессмысленно, и мы все пройдем через унизительный КПП, но все равно возникает какое-то тяжелое чувство», — пишет журналист Татевик Хачатрян.
Сегодня в церкви Сурб Аствацацин Степанакерта раздавали виноград. Армянская Апостольская Церковь празднует Хачверац — праздник Воздвижения креста. Дьакон Давид говорит, что винограл прислал какой-то благотворитель. «Тут на четырех детей, — говорит женщина, протягивая принесенный из дома пакет, — мы все сейчас ходим с пакетом», — добавляет она.
Верующие каждый день молитвой Господней просят Бога дать им хлеб насущный. Так или иначе, сегодня Бог дарит арцахцам полбуханки хлеба по талону.
Но одно очевидно — и у нас на улице будет праздник, говорят местные жители.
Марут Ванян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.