Я думала, что когда закрываешь дом за собой, зная, что больше не вернешься в свой дом, это самое худшее. Но тридцать три часа адской дороги, скорее того участка, который можно было доехать меньше чем за час, добили меня.
Ехала и думала, лишь бы ничего не случилось с машиной. Потому что если вдруг встанешь- конец. Останешься посреди этого хаоса, придется оставить машину с вещами и искать, как ехать дальше, кто подберет.
На всем пути сотни испорченных машин. Это значит человек вывозил хоть ту маленькую толику чего-то важного для семьи, потом принял решение бросить все и ехать дальше на автобусе, например. Потому что кто-то за нас решил, что это дорога в один конец.
Валяется тележка с вещами, накрытая. Отцепили, потому что сломался крюк. В тележке гранаты, орехи, канистра тутовой водки, банка меда и пару завернутых в полотенце тарелок…люди ели орешки и гранаты, пока стояли…
Плачущие дети. Взрослые едва выдерживают, как быть детям?
Кто-то разжигает костер, пока стоим. Подогревают воду, пьют чай. Берут с собой воду в термосах, потому что каждые три часа надо готовить смесь и кормить младенцев. Понимаешь, что вдобавок ко всему, у людей не было ничего, что можно взять с собой в дорогу- изнурительная блокада длиной в 9 месяцев, голод.
В дороге все виды машин, все, что можно было завести. Один мужчина заводит свой собранный из разных машин грузовик деревянным кругом с веревкой, тянет за веревку, та растягивает, круг вращается быстро, машина заводится. Тракторы, прицепы, разбитые колымаги. Что будут делать эти люди? Куда поедут?
Моя одноклассница написала в чат, что выезжают, позавчера утром. Сегодня пишут, что была авария, дети и муж выжили, Карина погибла. Трое детей, за сутки- без дома, без Родины, без мамы.
Тысячи родителей не нашли останки своих детей после 19 сентября и потом, после чудовищного взрыва цистерны с бензином. С одной стороны надо уезжать поскорее, с другой- без вести пропавшие родные, как оставить и уехать?
В Вайке встречаем бывшую работницу мамы. Стоит и причитает- оставила свекрови сумку, где были документы, золото и деньги, та не поняла, где потеряла.
В машине моих знакомых, престарелая женщина просит воду, ей дают воду, она пьет и засыпает. Чуть позже понимают-умерла. Так и едут остаток пути. На кпп «сердобольные» захватчики мое родины делают репортаж «армяне у*ивают своих престарелых родителей».
Тысячи историй, из которых сплетается судьба моего несчастного народа. Кого выслушать, о ком записать?