Семья М.Мангасарян жила на улице Бекзадяна в Степанакерте, известной в народе как «район кладбища».
19 сентября муж находился на позициях, а семья готовилась к обеду, когда послышались звуки взрывов, предположительно, в воинской части недалеко от них. Им удалось захватить только одеяла и воду.
В маленьком подвале ютились 16 человек, младшая дочь несколько часов не разговаривала от страха, а старшая все дрожала и громко плакала.
20 сентября все стало еще хуже, из подвала были слышны пулеметные очереди: они не знали наверняка, но предположили, что это турки, так как также слышали, что они уже были у кладбища недалеко от их дома.
21 сентября снова вернулись домой, но ужасно боялись: как бы турки не навредили детям, как это было в захваченных деревнях. С другой стороны, боялась за мужа, с которым не удавалось выйти на связь. Еды тоже не было, свекровь едва успела испечь две буханки хлеба, которых должно было хватить на 16 человек.
25 сентября был день рождения старшей дочери, последний день рождения в Арцахе. В тот же день они отправились в путь, оставив дорогое — могилы матери и ребенка.
Дорога была невыносимой, особенно, когда стало известно о происшествии с «бензином».
Приехали в Раздан 28 сентября, сейчас живут в 2-х комнатной квартире 9 человек. Говорят, что довольны, получили помощь от муниципалитета, ребенка в школе приняли очень хорошо, но боль и тоска остались, особенно трудно свекрови, которая становится беженцев уже во второй раз, участвовала в войне 90-х годов, инвалид 1-й группы, но верила, что будет жить вечно на земле, которую освободила.
На вопрос, что она запомнила из последних дней Степанакерта, отвечает — воздух, которым пыталась надышаться на всю жизнь.
Кристина Алахвердян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.