Интервью президента Арцаха Самвела Шахраманяна можно назвать мастер-классом человека, далекого от политики, для тех, кто считает себя политиками или политической силой. Возможно, причина как раз в том и состоит, что он далек от публичной армянской политики, то бишь примитивно-обыденных скрепов и мелких интриг.
Что утверждает Шахраманян в своем интервью: что власти Армении скрыли и гнусным образом скрывают факт геноцида Арцаха.
Мощное сопротивление АО Арцаха позволило начать переговоры о перемирии: враждебная власть РА и гарантии РФ Баку поставили Степанакерт перед сложным выбором. По словам Шахраманяна, спустя несколько ценных часов после атаки цапаров, все же, был избран путь выхода через сопротивление, то есть с минимальными потерями. Иначе истребление было гарантировано.
По словам Шахраманяна, власти РА были в курсе, какой документ будет подписан, как и то, что это документ об упразднении не НКР, а РА: «Армения знала, какой документ должен подписать Арцах, и мы обсуждали с властями Армении возможные угрозы”. То есть, публичные отмазки Никола Пашиняна и невинное хлопанье ресницами перед камерами никого не должно вводить в заблуждение.
Шахраманян коснулся и интриг Самвела Бабаяна, действующего под дудку властей РА, якобы, он обговаривал с Баку документ из 23 пунктов. Одним из пунктов было предоставление Арцаху некоего статуса в составе азербайджана. По словам Шахраманяна, он связался с уполномоченным Баку лицом, и тот сказал, что подобных переговоров нет.
«Они заявили, что в составе их страны есть и другие национальные меньшинства, и если нам дадут определенный статус, то и другие его потребуют. По их словам, они не будут разрушать свое государство собственными руками», сказал Шахраманян.
Это очень важный момент и касается русско-турецкого агентурного тезиса Никола о «правах и безопасности народа НК», который является лозунгом миссии Еревана по подтверждению прав Баку на попытку уничтожения Арцаха, депортацию коренного большинства и оккупацию армянской матрицы.
Рассказ Шахраманяна о широкомасштабном наступлении Баку на Арцах 19 сентября и дальнейших событиях подтверждает упомянутые реалии: «Моей целью как президента Арцаха было как можно скорее остановить войну, чтобы избежать большего количества жертв.
Я вынужден был установить контакты с высокопоставленными представителями Азербайджана, с которыми был знаком, по поводу приостановления военных действий. Первое, что мне передали азербайджанцы, что военные действия имеют свою цель, и они не прекратятся, пока цель не будет достигнута. Цель была ясна – полностью завладеть Арцахом.
Учитывая, что Азербайджан также нес потери, и наши районы были в блокаде, а спецподразделения и бронетехника противника уже были под Степанакертом, очень близко к Кркжану, нам ничего не оставалось, кроме как пойти на большие уступки. И я предложил, чтобы они направили письменные требования для немедленного прекращения военных действий. Понятно, что первый документ мы не приняли, и мы расширенным составом, в который входил весь состав Совета безопасности, бывшие президенты и почти все политические силы, постоянно проводили консультации, вносили коррективы и сообщали азербайджанской стороне. По итогам переговоров мы приняли документ, который предполагал прекращение военных действий с 13.00 20 октября на всех направлениях, вторым пунктом – упразднение армии обороны, вывод остатков вооруженных сил Республики Армения. Третьим пунктом – интеграцию с Азербайджаном”.
Шахраманян сказал, что не будет рассказывать о «первом пакете», отметив лишь, что это был документ о капитуляции. Таким образом, через Общественное телевидение Арцаха он направил главный мессидж – арцахцы 30 лет, включая 19 сентября 2023 года, обороняли Армению. Он призвал арцахцев жить и творить в Армении, не забывая, что “Армения – это наша родина».
Это большая проблема, что два не самых умных и подчеркнуто провинциальных «парня» четверть века считали, что Армения – «это большой Арцах». Родина – это вопрос вопросов, и наша задача – уточнить и закрепить ответ на этот вопрос. Враг, прежде всего внутри страны, должен быть свержен. Кто бы он ни был и сколько бы его ни было.
Армяне вернутся в Армению, вернутся в Арцах. Шахраманян вкратце коснулся дальнейших событий, репатриации, отметив «силу и мощь» решения 28 сентября. Лрагир также обращался к этому документу – концу пашиняновского мракобесия и возможности избавиться от российского ига.
Арцах – это наша общая родина. Мы обороняли друг друга. Арцах оккупирован, и мы будем оборонять друг друга. Арцах будет освобожден, и мы расформируем та называемое «азербайджанское государство». Таково необходимое условие мира. Вожделеющие безжалостной резни, сладкого чужеземного ига или чужих берегов могут определиться. Врата Армении открыты как для входа, так и выхода.