2-летняя Люсе Абрамян живет в городе Эчмиадзин после эвакуации вместе со своей мамой Элиной. Элина надеется, что ее дочь не будет помнить о лишениях, перенесенных во время блокады Арцаха.
«В городе не было фруктов и овощей. После очередного визита врач сказал, что у ребенка низкий гемоглобин. Никаких лекарств не было. Топлива не было. Мой 10-летний брат Тигран пешком привозил из села ягоды, фрукты, овощи, свою долю масла и сахара», — рассказывает Элина, добавляя, что они с дочерью жили в Кркжане, пригороде Степанакерта (куда враг вошел 19 сентября).
Они возделывали огород, смогли вырастить картофель, фасоль, огурцы, помидоры, зелень, 4 вида лука. В дни блокады все эти товары были страшно дефицитными и дорогими. В этом районе не было электричества. Как только темнело, слышался вой шакалов, и чтобы ребенок не испугался, Элина брала его на руки и бежала изо всех сил.
В Арцахе было много счастливых дней. Особая любовь Элины к земледелию и пчеловодству проявилась еще в школьные годы. Пчеловодством занималась с 10 лет в селе Даграв. Пчелы жалилиее, она промокала водой и продолжала работу. Бабушка давала семена цветов и овощей и поощряла их сеять их везде. В годы учебы в Степанакерте она с сестрами всегда снимала собственный дом, хотя бы с небольшим приусадебным участком.
Самым трудным было стоять в бесконечных очередях под дождем и солнцем с малышом, который только учился ходить. Люсе часто уставала, хотела спать, есть, побегать и поиграть. «Мои сестры проводили половину дня на занятиях и на работе. За молочными продуктами, мясом, хлебом приходилось ходить нам с ребенком. Сейчас я оглядываюсь назад и вижу, что арцахские армяне – люди колоссальной силы.
В 2 часа ночи я будила Люсе, брала с собой сменную одежду, 2 яблока, воду, и мы пошли на молочный завод, где уже стояло 1000 человек. Я была 300-й в очереди. Обычно те, кому не досталаь продукция накануне, приходили со своим списком, и иногда нам не доставались молочные продукты», — рассказывает Элина, вспоминая, как под лай собак, в темноте, несла на руках домой спящую Люсе. С очередей за хлебом они также возвращались нередко с пустыми руками, и Элина плакала, что ребенка приходилось укладывать спать голодной. «Почему мы так страдали из-за куска хлеба, когда всего на свете полно», — говорит она.
После войны 2020 года их семья подумывала остаться в Армении. Шуши, где Элина проводила выходные и творила, был захвачен. Но они решили вернуться и жить в Степанакерте, который был не менее им близок. Они понятия не имели, что снова окажутся в подвале. «19 сентября мы фотографировали Люсе для детского сада. Услышав звуки взрывов, я забежала в офис Civilnet и увидел дрожащего журналиста. Убедила его выключить компьютеры, взять воды и пойти в ближайший подвал. Я сама побежала в церковь, и именно этот момент запечатлел фотограф Давид Каграманян. Он сказал мне — не бойся, они не бьют по городу. Во время прошлой войны я тое укрывалась в церкви», — говорит она.
Маленькая Люсе измучилась от голода и бессонницы, когда Элина решила уехать из города на любой случайной машине. Она уже была в пути, когда услышала о взрыве на складе бензина. Вернулась и оставила ребенка дома. Она взяла нож, ножницы, бинты и вместе с несовершеннолетней сестрой побежала в больницу. У нее не было медицинского образования, но она делала то, что должна была: «Словно поле боя перенесли в госпиталь. Молодые ребята лежали на полу и кричали от боли. Повсюду стоял запах горелого мяса. Среди них была и сгоревшая женщина. Картина была ужасающая. Я смешивала воду с лекарством и прикладывала к ранам, давала пить воду и задавала вопросы, чтобы они вдруг не уснули. Мужчины плакали перед больницей, женщины теряли сознание. Некоторые искали имена родных среди убитых и раненых, надеясь не найти их».
Машина ехала пару минут, потом остановливаласт на 5 часов. Они радовались, услышав звук заводящегося мотора, хотя понимали, что видят армянский Арцах в последний раз. Еда и вода закончились. Элина макала вату в воду и прикладывала к губам Люси.
Арендованный в Эчмиадзине дом привели в порядок. Вся семья будет жить там. Они испекли женгялов ац и угостили людей, которые им помогали. Элина снова задумывается о фермерстве, пасеке и уже купила кур. Она говорит, что мамы обязательно захотят купить своим детям нашу натуральную продукцию. «Мы не будем давать цыплятам никаких химических добавок, только ячмень и пшеницу. У нас во дворе и плодовые деревья есть», — с надеждой говорит он.
Татев Азизян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.