«Я оглянулся назад с позиций: там был курящийся детский сад. Мы не хотели отступать, но дети и женщины были в опасности, у нас не было иного выхода», — вспоминает в беседе с Forrights.am Арам Петросян, рассказывая о войне 19 сентября. Он был старшим на 32-й позиции Мартуни, ополченец.
25-летний боец не собирался сложить оружие и покидать Арцах. «Мы бы воевали, если б подоспела помощь», — говорит Арам и отмечает, что противник сосредоточил несоразмерные силы в предгорьях Мартуни. Один арцахский боец сражался против 20 солдат противника.
«Бой начался, когда нас было 10 человек на позициях. Нас было слишком мало, чтобы сражаться, по тому, что я видел, могу сказать, что если б подоспела помощь, мы бы сражались, но нас было 10 против 200, это был неравный бой». Пост, которым командовал Арам, обстреливали справа и слева, добрались до самых подступов и взяли в осаду.
«Они вторглись на наш пост в четыре часа, мы отступили. Они бесконечно обстреливали снарядами. Два танка стреляли прямо по нам. Невозможно было поднять голову и посмотреть, что происходит», — вспоминает Арам.
На помощь армии пришли мэр Мартуни Азнавур Сагян и еще двое человек. Мэр был убит, защищая Мартуни. На этом направлении с армянской стороны было шестеро погибших и один раненный, Арам говорит о сотнях жертв со стороны врага. «У нас есть информация, что азербайджанцы потеряли 500 человек в направлении Мартуни и Чартара», — говорит участник войны, добавляя, что в результате боев им удалось предотвратить ввод азербайджанских военных в Мартуни до момента, пока детей, женщин и стариков вывезли.
Военные Арцаха сражались до последнего шанса. Арман говорит, что в результате девятимесячной блокады возникло много материальных проблем, но они их преодолели, а уже 19 сентября противник направил большое количество войск и техники в направлении Мартуни.
«Они шли к той части Мартуни, которая называется Кохак. Мы позвонили и сообщили, что ситуация напряженная. Шла пехота, которая поднялись на свои позиции напротив наших. В половине третьего в мой пост попал первый снаряд, сломалась камера. То, что было на столбе, было уничтожено, половина осталась по эту сторону столба, половина по ту. Мы сражались до конца, но ребята погибли…», говоря о тяжелых потерях своих однополчан, Арам с глубоким вздохом говорит: «Пост сдали, мы ушли. Работали так, чтобы уйти без потерь».
Арман думает возобновить службу Родине, об эмиграции не думает, есть только одно направление из Армении — Арцах. «Я не хочу думать ни о чем другом, надеюсь, что однажды вернусь в Арцах. Я не уеду из Армении, это моя родина, единственное место, куда я поеду из Армении — это Арцах», — сказал он.
Нарек Киракосян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.