Человек, который устал терять и просто мечтает жить самой обычной жизнью. Вот как описывает себя жительница Степанакерта, журналист Татевик Хачатрян.
Потеряв в 44-летней войне своего брата Айка, она собралась с силами и решила передать то, что хотела сказать, через журналистику. За исключительную храбрость при защите Родины Айк посмертно награжден орденом «Боевой крест» 1-й степени.
«Детство у нас было чудесное, особенно когда мы ездили в деревню с ночевкой. Что только мы ни делали, безрассудства сколько хотите. Мой отец служил всю жизнь и вышел на пенсию. У него начались проблемы со здоровьем. Все изменилось, когда отец кончался… нас было четверо детей. Айк был старшим в доме и чувствовал ответственность, которая была слишком велика для мальчика его возраста. Ему было всего 13 лет, когда он начал работать на автомойке и помогать матери материально», — говорит Татев, признаваясь, что жизнь остановилась после Айка, а на следующий день, услышав новость о капитуляции, она и ее семья словно разом постарели.
Самое печальное, что сына не смогли похоронить рядом с отцом в родной деревне. «У меня действительно был герой-брат, он сумел поразить не только военную технику противника, но и вражеский командный пункт. Он не пожалел своей жизни ради спасения друга…»
Фотографии, награды и медали лейтенанта Айка Хачатряна хранила мать-военная Ануш Хачатрян в углу своего дома в Степанакерте. Столь дорогие воспоминания они не смогли привезти с собой в Ереван, опасаясь, что на КПП возникнут проблемы. В последние дни перед депортацией она сожгла свои, мужа, Айка военные фотографии, военные книжки и все, что связано со службой.
В съемной двухкомнатной квартире в Ереване проживают 7 человек. «Здесь все кажется холодным и чуждым. Каждый раз, когда вы не можете найти нужную вещь, вы вспоминаете свой дом, мысленно находите искомую вещь в соответствующем ящике на кухне. Иногда я осмеливаюсь мысленно побежать назад, тайно перейти мост Акари, долго бежать, задыхаясь, к своему дому…» — говорит Татев, отмечая, что перед эмиграцией оставила дверь дома открытой, а ключи оставила в лазейке, чтобы не пришлось взламывать дверь.
Сила, героизм, непростые решения и жертвы, проявленные во время конфликтов, стали семейной чертой, но трудно адаптироваться к новой обстановке: «В снятом доме подушки продолжают намокать каждую ночь соленой влагой. Если в первые дни можно было плакать безостановочно и открыто, то теперь только тайно и молча», — говорит Татев, признаваясь, что сын Дэнни просит ее больше не плакать.
Самый неприятный момент случился на блокпосту, когда азербайджанский солдат улыбнулся Дэнни. Теперь она пытается оставить все в прошлом и начать новую жизнь, не отпуская воспоминаний об Арцахе. О жителях Арцаха на арцахском диалекте она расскажет через подкаст.
Татев Азизян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.