Арцах-Палестина: дело в политической воле армянского руководства

  • 09:33 15.11.2023

В бланке, выдаваемом насильственно перемещенным жителям Арцаха для получения свидетельства о статусе беженца, получившего временную защиту в Республике Армения, есть пунк “Сообщаю, что не являюсь гражданином какого-либо государства. Осведомлен об ответственности за предоставление ложных сведений и документов”.

У жителей Арцаха, пожелавших получить свидетельство о статусе беженца, возникли сомнения по поводу данных слов. Одни говорят, что таким образом нас заставляют отречься навсегда от своего прошлого, от своего права на Арцах. Другие считают, что во втором изречении есть подвох, поскольку есть подозрения, что документы, по которым 30 лет жили и которыми оперировали арцахцы, в один прекрасный день могут стать “ложными сведениями и документами”, и им придется отвечать перед законом.

По словам многих, если синий паспорт гражданина РА, выданный жителям Арцаха, сегодня не дает им права быть гражданами Армении, завтра таким же фиктивным документом может стать свидетельство о статусе беженца. У многих есть также недоверие по поводу международного признания данного статуса.

Вся эта неразбериха заставила меня углубиться в так называемое “палестинское право на возвращение”, о котором мне говорили многие наши соотечественники-юристы из Диаспоры, когда мы тщетно искали пути обращения в международные суды.

Проблема палестинских беженцев возникла во время Палестинской войны 1948 года, когда от 700 000 до 800 000 арабов покинули, бежали или были изгнаны из своих домов в районе, который должен был стать Израилем (в нашем случае, мы бежали с территории, которая должна стать азербайджаном). Они поселились в лагерях беженцев в Трансиордании, Ливане, Сирии, Египте, а также на Западном берегу и в секторе Газа, которые были оккупированы Трансиорданией и Египтом во время войны.

Если верить Википедии, ни одна арабская страна, кроме Иордании, до настоящего времени не ассимилировала значительное число палестинских беженцев и не предоставила им полного гражданства, и многие из них полагаются на экономическую помощь ООН или лиц из других стран. Позиция большинства арабских правительств заключается в том, чтобы не предоставлять гражданство палестинским беженцам, родившимся в пределах их границ; эта политика частично обусловлена желанием этих арабских государств разрешить палестинцам вернуться в свои дома в пределах Израиля, частично — желанием этих государств избавить себя от беженцев.

Невольно напрашивается параллель: сегодня правительство Армении, взявшее под временную защиту и предоставляющее статус беженца, оставляет право на получение гражданства РА самим насильственно перемещенным арцахцам.

Многие переселенцы не хотят оформлять гражданство именно по той причине, что это лишит их права на имущественные компенсации и возвращение в места прежнего проживания. Однако, статья 11 резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1948 года утверждает, что беженцам, желающим вернуться в свои дома и жить в мире со своими соседями, должно быть разрешено сделать это как можно скорее, и что должна быть выплачена компенсация за имущество тех, кто решил не возвращаться, а также за утрату или повреждение имущества, которые в соответствии с принципами международного права или справедливости должны быть возмещены ответственными правительствами или органами власти.

И снова дилемма: либо получить гражданство Армении и мизерную вероятность получения компенсации от азербайджана или Армении (потому что именно они ответственны за массовый исход жителей Арцаха, хотя ответственность каждой страны отличается от другой), либо получить статус беженца, сохранить за собой право на возвращение, компенсацию за повреждение имущества.

В обоих случаях вероятность разрешения проблем довольно низкая, а социальные проблемы нужно решать здесь и сейчас.

Противники права на возвращение утверждают, что оно не имеет под собой никаких оснований в международном праве и что это нереалистичное требование. Однако, многие эксперты считают, что проблема статуса насильственно перемещенных жителей Арцаха не в правовом поле, а в политическом. По их мнению, правительство Армении должно продолжать финансировать пенсионеров, инвалидов, детей и другие социальные группы (семьи погибших, потерявших кормильцев и т.д.) точно так, как это делалось все годы независимости, независимо от того, какой статус выберут эти люди.

В конце концов, все 30 с лишним лет все армяне (как Армении, так и Арцаха) жили в одном политическом, финансовом, экономическом, судебном и правовом поле. У нас практически одни и те же права и обязанности, и руководству Армении нужно всего лишь проявить волю и заявить, что оно полностью выполнит свои обязательства по защите своих соотечественников в соответствии с международным правом и Конституцией Республики Армения.

И все же, необходимы пояснения специалистов по поводу пунктов формы заявления о получении статуса временной защиты, чтобы мы вновь не оказались в положении “Чужих среди своих”.

Маргарита Карамян

f