Ваник Айрапетян, отец троих сыновей, мечтал о дочери. Мечта сбылась, но дни, а точнее, минуты счастья были недолгими. Дочь Ваника Ариана родилась 11 сентября. Восемь дней спустя, 19 сентября, началась война. Отец видел дочь всего два дня.
Ваник Айрапетян был командиром в Чартаре, в звании старшего лейтенанта, почти всегда на позициях. В день войны он должен был завершить дежурство и вернуться домой.
«Утром 19-го числа я написала ему, почему он не возвращается, он не ответил. Наша последняя встреча состоялась 18 числа, и с тех пор я его не видела. Я отправила фотографию ребенка, он ее просмотрел, но не ответил. Я написала снова: «Ваник, где ты, ответа не было», — делится воспоминаниями о последних часах жизни с мужем его жена Донара Григорян.
Ваник Айрапетян заверил семью, что будет в штабе в Доме культуры Чартара, и ушел. Через некоторое время Донара отправила туда сына узнать, где отец. «Арен вернулся и сказал: мама, все там, а его нет. Мы знали, что он не останется в Доме культуры, не будет прятаться, как не прятался во время 44-дневной войны».
После этого уже мать Ваника Сирвард Айрапетян отправилась в Дом культуры, чтобы получить весточку о единственном сыне. «Я пошла и спросила у друзей, есть ли новости от Ваника. Они все отвернулись. В тот момент я поняла, что моего сына больше нет», — рассказала Forrighst.am мать.
Женщина рассказывает, что ее муж охранял въезд в город и был убит 20-го числа, буквально за несколько минут до прекращения огня.
«Он увидел, что трое ребят стоят у окопа, хотя есть инструкция, что нельзя стоять группами. Он вышел к ним, чтобы приказать разойтись, и в этот момент беспилотник нанес удар — трое ребят и все остальные были убиты».
«С того момента время для нас остановилось, все вверглось во мрак», — говорит женщина.
Ванику Айрапетяну было 38 лет, последние 20 лет он служил в армии, участвовал во всех войнах, за заслуги перед Отечеством получил множество медалей, которые семья не смогла вывезти, потому что враг мог забрать их и осквернить в пути. Удалось привезти лишь горстку земли.
«Если бы мы знали, что 27-го уедем, мы бы не похоронили его 23 числа. Хотим привезти его прах. Мы взяли только горсть земли, нам нам дали место для кладбища, куда можнобыло бы пойти», — рассказывает женщина, а мать добавляет, что на могилу сына ей сходить не удалось.
«Его держали в Мартуни три дня, без холодильника. Сказали: «Привезем вечером 22-го и похороним». Хоронить хотели ночью, многих хоронили ночью. В 11 утра Ваникиса привезли и через три минуты повезли хоронить. Я побылала на могиле на следующий день, в последний раз», — рассказывает скорбящая мать.
В семье Ваника серьезные социальные проблемы. Главная – отсутствие жилья. Благотворитель снял для семьи квартиру на шесть месяцев, три месяца уже истекли. Донара не знает, где она будет жить со своими четырьмя несовершеннолетними детьми через три месяца. «Мой муж был единственным кормильцем в семье, теперь, когда его нет, мы не знаем, что будем делать. «Что мне делать с ребенком, где мне оставить ее, чтобы выйти на работу?», — говорит он.
Нарек Киракосян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.