Forrights «Как я могу за пару копеек документально отречься от Арцаха?»

  • 13:19 15.12.2023

Forrights

Семья Григорян покинула Степанакерт 28 сентября, через 9 дней после вторжения Азербайджана в Арцах. «Турки уже были у ворот Степанакерта, были отчетливо слышны выстрелы, момент был критический. Мы выехали из Степанакерта 28 числа, с надеждой, что что-то изменится. Но я понял, что нет, ничего не изменится», — в интервью Forrights.am говорит Карен Григорян.

Григоряны, депортированные из Степанакерта в Армению двумя семьями, оставили в родном городе бизнес, магазин и привычную среду. Они живут в селе Покр Веди Араратской области, в доме родственника, который им скоро придется покинуть.

«Когда произошел взрыв на складе бензина, и врачи не смогли приехать, мы поняли, что это конец, пора уезжать. Было очень сложно запереть дом и уйти. В последний момент мама все помыла, сделала уборку, мы заперли дверь и уехали», — вспоминает Карен. Он говорит, что у них остались ключи от дома, и они определенно дают надежду вернуться.

39-летний Карен Григорян потерял отца в первую Арцахскую войну, затем принимал участие во всех боевых действиях в Арцахе, военный пенсионер, имеет инвалидность 3-й группы. Говорит, что смог взять с собой все медали и документы, подтверждающие его участие в боевых действиях.

«Мы оставили в Арцахе все, но самое главное — мы оставили в Степанакерте наш ген, нашу сущность. Честно говоря, мне здесь не хватает воздуха, я выхожу из дома, хочу подышать свежим воздухом, но не могу, ощущаю нехватку кислорода», — говорит Карен Григорян.

Двое несовершеннолетних детей, жена и мать — члены семьи Карена. Брат поселился в Ереване со своей семьей. В ближайшее время им придется покинуть дом в Покр Веди, но пока им не удается найти квартиру в столице по подходящей цене. Карен и его семья всю жизнь прожили в Степанакерте и не привыкли к сельской местности. Он говорит, что не может заниматься земледелием и животноводством и теперь не знает, что ему делать и как жить. «В этом возрасте снова начинать с нуля сложно, я даже не представляю, что делать. Очень трудно.»

Требование государства зарегистрироваться в Армении, получить паспорт гражданина РА, чтобы пользоваться вытекающими из этого правами и финансовыми возможностями, вызвало у Карена Григоряна настоящий бунт. «Как я могу отречься от Арцаха документально за две копейки?» Государство мне говорит, что это временная регистрация. Но если завтра я перееду в другое место, то мне придется опять получать временную регистрацию? И насколько это временно?»

Единственный вопрос, который интересует Карена, как государство представляет себе будущее народа Арцаха. «Если оно не видит нашего будущего, то честнее было бы сказать, что нам самим придется позаботиться о себе.

Многие эмигрировали, многие думают, уехать или остаться. Что нас ждет?

Асмик Амбарцумян

f