Зина Саакян, мать шестерых детей, взяла с собой подаренный сыном кухонный миксер, когда уезжала из Арцаха. Женщина живет со своими 11 родственниками в небольшой квартире в Масисе, печет и продает сладости, мечтает иметь собственный кондитерский цех. Тикин Зина говорит и рассказывает о своей жизни с улыбкой и завидной жизненностью, убежденная, что однажды она вернется в свой дом.
Многодетной семье из Шуши в 2020 году пришлось покинуть свой дом и еще один новый, полученный от государства в рамках поддержки многодетных семей. После войны 2020 года семья поселилась в Степанакерте. Здесь они ждали завершения строительства нового дома, выделенного государством, одновременно обрабатывая участок возле дома, благодаря чему за 9 месяцев блокады они нуждались меньше других. 19 сентября семья лишилась третьего дома.
Многодетная мать рассказывает, что, уезжая из Арцаха, решила во что бы то ни стало забрать с собой самое главное. «Мой сын служил в спецназе. Он позвонил с поста и сказал: «Мама, мои друзья хотят пахлаву, сможешь испечь»? Я говорила, что у меня нет миксера. И сын купил смне миксер. Уходя, я взяла его с собой. Теперь часто им пользуюсь».
Женщина теперь готовит торты для своей семьи и клиентов, она надеется, что однажды сможет готовить с большим комфортом.
«У меня есть заказы на пахлаву, я ее пеку, отправлю на Севан. У меня пока нет помещения, но я хочу начать свой бизнес. Два месяца назад я также прошла курсы кулинарии. Люблю печь. Хотя я сходила на курсы, но рецепт нашей армянской пахлавы я знаю давно. Я пока не пеку ничего нового, нет печей. Эту маленькую печь подарил хозяин дома».
«Я и в Арцахе пекла пахлаву, и у меня всегда были заказы. Если человек хочет чего-то добиться, он должен бороться. Арцахская пахлава особенная, мы в нее не кладем корицу, многие делают ее из слоеного теста, а мы из простого… Я люблю угощать. Вот, позвонили из муниципалитета, говорят, что нужны какие-то документы, но я не могу поехать с пустыми руками, вот испеку что-нибудь и поеду».
Зина Саакян вспоминает, что последний раз пекла в Арцахе во время блокады, 9 сентября. «Я испекла торт и назвала его «Торт Блокада». Положила в него что было: дошаб, мед, все, что хранила… это был день рождения племянниццы. Испекла и мы пошли поздравлять Свету», — рассказывает Зина.
Говоря о Новом годе, женщина мысленно возвращается в те дни ушедшего года. «В прошлом году под новый год у всей нашей семьи была пневмония, пошли к врачу, он сделал назначения, но лекарства не было, нашли только одно лекарство, выпили, понемногу стали поправляться. Но мы тогда были на своей земле, в своем доме… На душе грустно, но я не отчаиваюсь. Я знаю, что мы вернемся, чувствую этот запах…
Я хочу, чтобы Новый год принес мир. Я прошу и Деда мороза, и Бога только об этом. Пусть будет мир, пусть нам доведется вернуться на свою землю, пусть сбудется то, что мы чувствуем сейчас. Как бы нам ни было грустно, как бы мы ни были разбиты, улыбки на нашем лице не исчезнут, и мы не обрадуем врага. Мы должны улыбаться, чтобы они знали, нашу нацию не сломить. Даже если мы потеряем все… посмотри, как я творю. Никто никогда не готовил выпечку на этом столе, а я готовлю, созидаю. Давайте созидать, все будет хорошо, мы вернемся… как бы мне ни было грустно, я всегда улыбаюсь».
Ани Геворгян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.