Собеседник Step1.am – Хильда Чобоян, французский армянский общественный деятель.
— Мадам Чобоян, 17 января Сенат Франции 336 голосами за и одним против принял резолюцию, «осуждающую военную агрессию Азербайджана в Нагорном Карабахе и предупреждающую дальнейшие попытки агрессии против Республики Армения и нарушения ее территориальной целостности». Также упоминается необходимость признания права на самоопределение народа Арцаха. Какой посыл несет принятие такой резолюции на данном этапе и какие шаги могут последовать за этим в будущем?
— Не стоит возлагать больших надежд на этот процесс. Мы должны понимать, что процессы, происходящие в Национальном собрании и Сенате, независимы от других процессов. В частности, Сенат Франции уже не первый раз принимает заявления и резолюции такого уровня. Должен сказать, что парламентская трибуна ощущает симпатии к Армении и армянам. А по вопросу Арцаха здесь принимались резолюции и раньше, в дни войны 2020 года и позже. В целом отношение Сената к нам крайне положительное, но у французского правительства есть свои интересы и подходы в этих вопросах. Хотя французское правительство и относится к арцахской проблеме несколько позитивно, но если хорошо все изучить, можно понять, что французские власти Арцаху не помогли. Франция заняла деликатную позицию в вопросе Арцаха и дистанцировалась от вопроса самоопределения Арцаха. Францию интересовали только гуманитарные вопросы и вопросы прав человека. Когда арцахцы были вынуждены покинуть свои дома, речь шла только о гуманитарной помощи, и Франция не играла роли в политических вопросах и не хотела этого. Во время войны министр иностранных дел Франции по случаю решений Национального собрания и Сената открыто выразил позицию Франции, согласно которой Франция не должна быть стороной в конфликте между Арменией и Азербайджаном.
Поэтому я не думаю, что сегодняшняя резолюция и решения, которые будут приняты на парламентском уровне в будущем, окажут большое влияние на политические процессы. Позвольте мне привести один пример: пока французские депутаты, мэры крупных французских городов и другие деятели находились при въезде в Лачинский коридор, чтобы доставить гуманитарную помощь народу Арцаха, французская нефтяная компания, французский гигант, вела переговоры с Ильхамом Алиевым. Конечно, Франция делает больше, потому что Франция, к сожалению, сегодня единственная страна, которая предложила Армении военную помощь. Я не знаю, будет ли оплачено это оружие или нет, но Франция, по крайней мере, пошла на этот шаг. Но наряду с этим Франция до сих пор не заняла серьезной позиции по вопросу Арцаха, вопросу возвращения арцахцев. Иными словами, она не занимается всерьез правом возвращения народа Арцаха. Поэтому следует проводить различие между парламентской платформой и политическим и государственным уровнями.
— Есть мнения, что в случае возможной агрессии в отношении Армении европейские страны предпримут серьезные шаги и введут санкции против Азербайджана. Вы видите такие настроения?
— Это важный вопрос, но я не возлагаю больших надежд на Европу. Сегодня Европа сталкивается с достаточно серьезными трудностями в решении собственных проблем. В частности, на этапе войны в Украине Европа в существенной мере зависит от американской политики. Поэтому Европу не следует рассматривать как однородную политическую единицу. Европейский Союз крайне разнообразен, и в Евросоюзе есть проазербайджанские страны. А что касается Южного Кавказа, то нет никаких обязательств касательно единой позиции Европейского Союза в отношении Алиева. Я имею в виду, что у меня действительно нет больших надежд. Франция может предоставить помощь, но мы никогда не должны надеяться, что Европейский Союз может внезапно изменить свою позицию на 180 градусов, оказать помощь Армении и обуздать Азербайджан. До сих пор все попытки заморозить азербайджанские активы в Евросоюзе не достигли своей цели. В Европейском Союзе на данный момент экономические связи имеют гораздо большую роль, чем решения или резолюции, имеющие больше моральную ценность. Мы должны попытаться выполнить эту работу, но мы еще не достигли этой точки.
Конечно, развивая внешнюю политику, мы должны уповать только на себя. Работа должна вестись на всех уровнях, будь то парламентская дипломатия, потенциал диаспоры или народная дипломатия. Необходимо работать по всем направлениям, но сегодня это не делается.
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.