Сын чанкатахца Армена — Нарек

  • 13:08 21.01.2024

Этот мальчик, взрослый не по годам, родился в селе Чанкатах, что в Арцахе, и узоры печали в его глазах также разрисовала жизнь.

С Нареком, так его назвали родители, что из Чанкатаха, я встретилась впервые в октябре 2021 года, в солнечный осенний день, когда мы совершали очередную экспедицию по Арцаху, а точнее по тому, что осталось от Арцаха. Мы обошли село, пытясь узнать у сельчан, есть ли окрестностях села памятники, не внесенные в государственные реестры. Первой я встретила пожилую женщину. На мой вопрос она ответила вопросом: «Ты знаешь, где сейчас турки?» Я ответила — да, вон на той высоте. Она окинула меня укоряющим взглядом — какой памятник, где расположиться памятнику… Я долго смотрела вслед бабушке.

Потом нам встретились две женщины, и пока они приближались, я думала, стоит ли обращатьс к ним, но решила попробовать. Одна из женщин тихим голосом сказала, что не местная, а другая прервала ее и спросила: «Зачем вам памятник?» Пока я пыталась разъяснить, что мы из служба охраны памятников, и это наша работа, она сказала: «Я оставила здесь свое сердце, потеряла сына на войне, вы молодцы, охраняйте эту землю».

Я стоял посреди деревни с тяжелым сердцем, когда ко мне подбежал мальчишка, просверлив меня своими огромными глазами и, не говоря ни слова, протянув руку. В руке у него были грецкие орехи. Самые вкусные в мире орехи — арцахский чхупур. Мы с Нареком поговорили несколько минут, он удивился, что я не иду в школу, потому что сам туда шел, причём на велосипеде. Мы о многом поговорили за эти несколько минут, потом позвонила бабушка, и он ушел. Пока мы думали, что Нарек несколько развеял кошмар, узнали, что он потерял отца в 44-дневную войну. Их семья назло врагу вернулась и прильнула к этой горстке земли, повидавшей и причинившей столько боли.

Нарек, сын Армена из Чанкатаха, недавно поехал в Ераблуре со своей бабушкой, долго искал и не смог найти фотографию своего отца. Отец остался со своими боевыми товарищами в утерянной родной земле, а на Ераблуре были другие дяди, которые, как и его отец, ставили Родину превыше жизни. Нарек раздал цветы незнакомым дядям…

Армине Айрапетян

f