Пресс-конференция министра ИД Армении Арарата Мирзояна подтвердила несколько наметившихся трендов:
- Действующие механизмы безопасности не функционируют с 2020 года, наша страна должна попытаться найти новых союзников, но с другими системами безопасности мы не собираемся сотрудничать.
- Две из трех сторон нарушили Трехстороннее заявление по ряду пунктов, но Республика Армения верна своим обязательствами не намерена отзывать подпись под документом.
- Конституцию меняем из-за требований Алиева, мы тоже предъявили «эквивалентные» требования Баку, но не известно, какие.
- В августе 2022 года были предложения России отложить обсуждение статуса Нагорного Карабаха, последовало согласие Армении и несогласие Азербайджана, затем нападение на суверенную территорию Армении, отсутствие точной фиксации этого факта с российской стороной, необходимость обозначения этой линии границы и четырехстороннее заявление о линии границы и ее правовых основах в Праге. То есть Пражское заявление было принято на европейской платформе, чтобы Россия и ОДКБ выполняли свои обязательства.
- Несмотря на договоренность, Турция не открывает границу даже на унизительных для Армении условиях – для лиц с диппаспортами и граждан третьих стран.
- Ни по пункту 9 Заявления от 9 ноября, ни по следующему заявлению от 11 января, в котором гораздо более подробно раскрывается пункт 9, ни по какому-либо последующему заявлению Армения не брала на себя обязательств по открытию коридора, но дороги мы готовы открыть.
- У нас нет инструментов, чтобы отследить или достоверно выяснить, что происходит с армянским культурным наследием на территориях, находящихся под контролем Азербайджана, но Алиев говорит, что церкви на территории Арцаха не являются армянским наследием.
- Армянская сторона видит отступление Азербайджана от договоренностей по всем направлениям, но остается верной мирному процессу.
- Вероятность эскалации ситуации существует и в данный момент, но мы увидели, как в искаженном виде называются тот или иной город или регион Армении, по большому счету вся Республика Армения называется Западным Азербайджаном.
- Регресс наблюдается в нескольких ключевых направлениях, например, в вопросе делимитации границ, когда президент Азербайджана утверждает, что необходимо провести новые границы, а если нет, то за основу следует взять какие-то досоветские границы. Алиева говорит, что азербайджанские силы не уйдут с оккупированных территорий Армении, то же самое и в контексте разблокирования коммуникаций. Однако Республика Армения остается приверженной своей мирной повестке.
- Есть идея встретиться на границе и продолжить переговоры, но такого предложения нам не поступало. На данный момент договоренности о встрече лидеров стран или министров иностранных дел нет.
Правительство Пашиняна не только не признает оглушительный провал «мирной повестки» и своей стратегии «сдадим Арцах, потом остальную Армению», не только не предпринимает шагов по изменению национальной системы безопасности, не только не подает в отставку, заявляя о своем провале. Но Мирзоян бесстыдно продолжает утверждать, что Армения не отступит от своей стратегии и готова изменить Конституцию Армении, чтобы угодить Алиеву.
Но самое главное – на пресс-конференции не прозвучали важные вопросы: на каких основаниях Армения будет утверждать свои границы с Турцией, будет ли продлен Карсский договор за подписью Армении, какие «политические решения» Пашиняна будут легитимизированы в новой Конституции? И как Армения поступит в случае полного отказа Алиева от переговоров, в случае эксалации, оккупации и угрозы государственности? Будет ли Армения воевать?