Казанчи – одно из старинных сел Арцаха, которое уютно расположилось на левом берегу Хаченагета.
Трудно говорить о точном периоде основания села. Однако, судя по исторической и культурной среде, Казанчи имеет тысячелетнюю историю. Следы старых поселений в окрестностях доказывают, что этот район был густонаселен. Расположение деревни таково, что можно говорить — она была основана в самом центре рая, но судьба деревни совершенно не райская.
Село пережило множество войн, разрушений и депортаций. Воевали с персами и турками за свою землю и воду, отступали, но постоянно возвращались в разрушенное и разграбленное село. В последний раз его разрушали в 1992 году, когда село оказалось в самом центре вооруженного конфликта. В 1992 году село было захвачено азербайджанцами, оставшиеся мирные жители, особенно старики и женщины, были захвачены в плен, подвергнуты пыткам, а некоторые сожжены заживо.
После освобождения села в 1993 году жители не вернулись, а переселились в соседнее село, переименовав его в Нор Казанчи.
Узнав из исторических источников о богатой историко-культурной среде и исторических событиях села — руинах древней крепости Натарин (Пертин Тиар-Бердин Дош), Кармир ехци, церковь Святого Геворга Хачин Ял, Кюлмелик, старых кладбищах. и т. д., мы решили посетить деревню и провести небольшое исследование.
В ненастный весенний день мы по работе оказались в селе Кичан, откуда и совершили предварительный ознакомительный визит. Когда мы обратились к жителям села Казанчи, они не посоветовали нам посещать деревню, сказав, что село полностью заросло, и трудно что-либо увидеть. Тем не менее в сопровождении одного из молодых людей мы отправились в Казанчи.
Бывший рай больше походил на село-призрак. Между кустами и деревьями виднелись руины домов. Иногда казалось, будто слышны хриплые крики замученных турками армян и стоны стариков.
Наша первая остановка была возле памятника в память 65 жертв Казанчи во время Второй мировой войны. На табличке было написано, что это не должно повториться, к сожалению, это актуально и сегодня.
Потом мы стали добираться через заросли до развалин домов, чтобы понять, где центр села, его расположение в целом по отношению к четырем сторонам света, но так ничего и не увидели. В стенах некоторых домов мы обнаружили фрагменты хачкаров, которые больше всего и привлекли мое внимание.
Повсюду были разбросаны знаки, предупреждающие о минах. Я по наивности не обратила внимания, во-первых, они были сорваны и валялись на земле, и предполагалось, что их просто оставили после зачистки территории, а во-вторых, сопровождавший нас молодой человек не сказал, что село заминировано.
Пройдя через заросли и грязь какую-то часть села, мы решили повернуть назад, с условием вернуться в более благоприятный день, даже спросили у молодого человека номер его телефона. По дороге назад он показал одно из святынь села, где воздвигнут хачкар XII-XIII веков.
Когда мы вернулись домой, по вопросам безопасности второго визита я решила обратиться к нашему соседу, который работал в саперной организации HALO Trust, чтобы узнать о разминированных и безопасных районах. Когда я спросила, где именно заминировано, он ответил: везде. Я спросил, даже дворы дома, он сказал, что «везде» включает в себя и дворы. Я застыла от страха и удивления, а он сказал — не вздумай вдруг туда ехать, в том селе в прошлом году подорвались наши ребята на машине.
Видимо, он что-то понял по моему взгляду и спросил: «Ты что, уже побывала там?» Теперь он застыл от моего положительного ответа, удивившись, что мы вышли оттуда живыми…
Чудом с нами ничего не случилось, хотя позже мы узнали, что некоторые жители деревни ходили в деревню по знакомыми тропкам. В Казанчи мы так и не вернулись, но в тот день камеры наших телефонов запечатлели то, что осталось от села Казанчи.
Армине Айрапетян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.