Forrights. «Я пытался отвезти троих раненых в Степанакерт, но дороги уже были перекрыты, машину обстреляли»: депортация Сарушена

  • 12:33 13.02.2024

Forrights.

19 сентября 2023 года в результате азербайджанской агрессии больше всего погибших — 12 человек — было в селе Сарушен Аскеранского района Арцаха. Война в этом селе в 2020 году так и не закончилась: именно здесь регулярно обстреливали работавших в поле людей, не давая им обрабатывать свою землю.

«Мы знали, что азербайджанцы в какой-то момент начнут наступление. Для нас война не закончилась», — сообщил Forrights.am глава села Сарушени Карен Гаспарян.

37-летний уроженец Арцаха родился и вырос в Сарушене. Последние четыре года он был главой родного села. Говорит, что, несмотря на блокаду, их село было обеспечено пшеницей и мукой. «Мы запасли продукты, привезли восемь тонн пшеницы, смололи ее и раздали людям. Но использовать не успели. Мы оставили в деревне 50 тонн пшеницы. Люди оставили свои деньги, золото, была паника — дети, даже взрослые плакали: война уже была совсем недалеко».

Позвонили утром 19 сентября, сказали, что тревога, «готовность номер один», а это означает — война, надо обороняться. Карен рассказывает, что мужчины села, сформировав ополчение, вышли на позиции для защиты села, а он занялся эвакуацией населения. «На одном из боевых позиций сообщили, что видны скопления противника. Мы с моим другом Арменом Арустамяном взяли оружие, пошли на позиции и увидели, что там действительно большие скопления азербайджанцев, и они приближаются к селу через четыре ущелья. Мы начали стрелять, пытаясь помешать их движению. Но в час дня начался артиллерийский огонь в направлении села. Когда они были уже совсем близко от села, я сказал Армену: «Вы попытайтесь удержать позиции, а я вернусь и скажу людям, чтобы они покинули село», — вспоминает события Карен Гаспарян.

В селе уже была паника, и ему удалось организовать эвакуацию более 200 человек. Люди прошли путь через лес протяженностью около 7 км, чтобы добраться до села Мсмна Мартунского района. Организовав эвакуацию людей, он на машине вернулся на позиции, где уже были раненые и пострадавшие. «Я взял троих раненых, чтобы отвезти их в Степанакерт, но дороги уже были перекрыты. Машину обстреливали, меня тоже ранили. Но мне удалось доставить раненых в госпиталь другим способом. Один из раненых, Вреж Гаспарян, скончался по дороге».

Из госпиталя Карен отправляется в деревню Мсмна, где было сосредоточено население Сарушена. «В первый день шел дождь, люди шли по грязи и воде, чтобы добраться до Мсмна. Вышли кто во что был одет. Я решил эвакуировать жителей в Степанакерт, была машина, я взял столько людей, сколько в нее поместилось. Уже из Степанакерта мы вернулись в Мсмна с автобусом и «Форд Транзитом» с одним из наших жителей. Наконец, удалось перевезли всех в Степанакерт». Часть населения осталась в аэропорту, а другая часть разместилась в подвалах.

Карен Гаспарян говорит, что за весь период агрессии и эвакуации в селе не появились представители российских миротворческих сил. «Они нам ничем не помогли, мы никого в этом районе не видели», — говорит он.

По словам главы общины, 80 процентов села участвовало в обороне Сарушена и именно поэтому азербайджанцы не смогли войти в село. «Пока наши ребята отстреливались, население смогло покинуть село с детьми, а азербайджанцы вошли в село, когда уже было объявлено о прекращении огня. Но все равно, уезжая, мы все думали, что вернемся, никому и в голову не приходило, что уезжаем навсегда. Кто знал, что так произойдет», — говорит Карен Гаспарян.

Сейчас Карен живет с семьей и двумя сестрами в Птгни, в доме человека, который оказался так добр, что отдал дом без арендной платы. По его словам, он звонит и регулярно встречается с жителями Сарушена, проживающими в разных частях Армении. Он мечтает вместе с сельчанами поселиться в каком-нибудь селе, где все будут рядом, и община сохранится.

«Одна часть жителей нашла работу, другая — нет, у нас у всех проблемы, но мы очень хотим жить в одном селе и вместе строить его», — говорит сельский староста Сарушена.

Асмик Амбарцумян

f