20 февраля в Армении был объявлен «день Арцаха». После негласных и публичных запретов, 5-месячной амнезии было позволено провести какие-то мероприятия. Вышедшие из небытия арцахские депутаты сделали заявления, показав признаки жизни, а на площади Свободы вечером был небольшой митинг.
Мероприятия в день 36-летия Арцахского движения не транслировались по контролируемым властью каналам, да и остальные старались не затрагивать тему, ограничившись парой информаций. Совместных мероприятий с участием политикума Армении и Арцаха не было, гневных выступлений тоже.
Между тем в СМИ появляются информации о «конфиденциальных» встречах представителей парламентской оппозиции Армении с арцахским руководством. Почему оппозиция не может открыто встречаться с руководством Арцаха, не ясно. Но очевидно, что арцахское руководство вынесено не только за рамки закона, но и за негласные рубежи. Представительство Арцаха стало единственным местом, где теплится политическаяжизнь Арцаха, но отношение к представительству как к инфекционной больнице.
Многие представители арцахского общества справедливо считают, что ни депутаты, ни новый президент Арцаха не могут похвастаться высоким уровнем легитимности и политической солидности. Но очевидно, что дело не в легитимности, а в намерении всех политических сил Армении, включая оппозицию, счесть, наконец, 36-летнюю страницу Карабахского движения закрытой. Кто-то хочет этого, чтобы иметь возможность начать с чистого листа, другие исправно выполняют свою агентурную миссию.
Сделанные вчера публичные заявления и пламенные призывы не содержали в себе политических оценок и политических амбиций. Как символ прозвучало известное слово охранника Самвела Шахраманяна на Ераблуре.
Некоторые арцахские депутаты, оглядываясь по привычке в поисках шпионов, заявили, что Россия не виновата, и призывали не делать заявлений, которые могут «навредить Армении» или «рассердить русских». В общем, все как всегда.
На митинге у площади Свободы также не прозвучало требований о политических правах – только призывы свергнуть власть, а там уже решим, что дальше делать. Но так не бывает – те, кто собирается свергнуть власть, должны сказать, что они предлагают взамен. А предложения и вопросы не прозвучали даже в единственный в году «день Арцаха».
Вопросы очень конкретные:
В силе ли решение о воссоединении от 1 декабря 1989 года?
В силе ли заявление от 9 ноября, если да, почему в Арцахе нет армян, если нет, то что делают там российские войска?
В силе ли мандат Минской группы, который Алиев отчаянно требует отозвать, а Пашинян дискредитирует, заявляя, что речь в предложениях МГ шла об автономии в составе Азербайджана?
В силе ли решение о том, что Армения не вправе принимать заявлений и решений, предполагающих Арцах в составе Азербайджана?
В силе ли принцип о недопустимости силового решения, или армянские политические силы считают такое решение легитимным и призывают смириться?
Готовы ли армянские политические и общественные силы к борьбе и сопротивлению? И может ли Театральная площадь вновь заполниться, как в 1988 году (см. фото)?
Наира Айрумян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.