Омбудсмен культуры Айка Овик Аванесов пишет:
После полной оккупации Арцаха государственный режим Азербайджана продолжает узурпировать и уничтожать культурное наследие Арцаха. Культурный геноцид, осуществленный Азербайджаном в Арцахе и Нахиджеване, является продолжением политики культурного уничтожения, проводимой Турцией на государственном уровне в Западной Армении. Это доказывает, что искусственное образование Азербайджан было создано в результате политики геноцида.
Церковь Сурб Аствацацин в селе Храморт Аскеранского района стала очередной жертвой культурного геноцида, осуществленного на государственном уровне Азербайджана в полностью деарменизированном Арцахе.
Азербайджанское «APA TV» 1 марта в 2024 года опубликовало видео (https://www.youtube.com/watch?v=dVHGOd3DHCI), на котором ясно видно, что церковь используется как склад для хранения различных предметов, особенно пластиковых бутылок.
Церковь Сурб Аствастацин в Храморте также стала объектом нападения азербайджанских террористических подразделений во время войны против Арцаха в 1990-х годах. Следы выстрелов «азербайджанских» оккупантов сохранились как на стенах церкви, так и на надгробиях во дворе церкви. Фотографии о вандализме, произошедшем в церкви Пресвятой Богородицы в Храморте, были также опубликованы на телеграм-канале «@MountainsOfKarabakh».
Церковь построена в 1800 году. Считаем необходимым отметить, что использование армянских церквей в качестве складов — типичный азербайджанский почерк, и примеров тому немало, в частности, до освобождения города-крепости Шуши в 1992 году.
Во время первой Арцахской войны церковь Сурб Казанчецоц Аменапркич в Шуши использовалась как склад военных припасов (https://hayqnews.am/?p=2675…). После широкомасштабной войны, развязанной 27 сентября 2020 года турецко-азербайджанским террористическим тандемом против Республики Арцах, монастырь Катаро на вершине горы Дизапайт в оккупированном Гадруте используется в военных целях.
Все это еще раз доказывает, что Азербайджан на государственном уровне проводит нетерпимую и фашистскую политику в отношении армянского культурного наследия.
Гаагская конвенция 1954 года, которая также является основой других международных договоров, в своей первой статье определяет, что культурные ценности, «независимо от их происхождения или владельца, являются движимым или недвижимым наследием, имеющим большое значение для каждого народа».
Использование церкви в качестве склада подрывает целостность сооружения. И, как было подтверждено на 36-м совещании экспертов ЮНЕСКО, «целостность — это способность наследия обеспечивать и поддерживать значимость этого значения с течением времени».
Согласно принципу целостности, консервация предполагает, прежде всего, сохранение элементов, передающих ценности наследия, принимая во внимание как отдельные элементы, так и их взаимосвязь с целым (Руководство по осуществлению Конвенции о всемирном наследии ЮНЕСКО, Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия, WHC: 11/01 ноября 2011 г., параграф 119) (https://monumentwatch.org/…/azerbaijan-removes…/…).
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.