«Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге 12 января 2024:
«Никто не имеет права оскорблять российских миротворцев, а обвинения в адрес РФ несут только проблемы в армяно-российских отношениях и являются попыткой армянской стороны подтасовать факты для снятия с себя ответственности. Относительно утверждений об этнической чистке в Нагорном Карабахе (армянское название Арцах), Захарова предложила предоставить какие-либо факты, а также международный документ, подтверждающий, что этническая чистка имела место быть» (http://russia-artsakh.ru/node/17600 )/
Заместитель министра иностранных дел Лаврова Михаил Галузин в интервью ТАСС 10 февраля 2024 года:
«Сейчас Карабах интегрируется в правовое поле Азербайджана. К сожалению, большинство карабахских армян покинуло регион. Это был их тяжелый, но добровольный выбор» (https://tass.ru/interviews/19946235).
«Говорят, что мы добровольно покинули свои дома, это наглая ложь! Это депортация, целенаправленное уничтожение народа»
Витя Ярамишян из села Шош: «Говорят, что мы добровольно покинули свои дома, это наглая ложь».
Последняя эвакуация была самым тяжелым периодом в моей жизни. Иногда ощущение, что это конец. Я оптимист и верю, что мы можем каким-то образом вернуть Арцах, но войска, которых называют миротворцами, следовало бы назвать армией депортации, потому что именно они пришли в наше село, включили громкоговорители и стали призывать покинуть свои дома. Якобы, сделали нам одолжение…
Говорят, что мы добровольно покинули свои дома, это наглая ложь. Азербайджанцы обстреливали села, были случаи убийства людей, оставшизся дома. Я был в университете, когда туда приехали укрыться жители Мартакерта. У меня есть знакомые, которые не успели взять из дома хотя бы обручальное кольцо или накопленные деньги.
Сколько человек умерло от сердечных приступов по дороге? Это депортация, целенаправленное уничтожение народа. Мы оставили свое имущество, детство, могилы, деревья, которые вырастили, всю жизнь…
(https://step1.am/ru/2024/04/09/12277/)
Староста села Сзнек Эдвард Мусаелян отметил, что во время агрессии российские миротворцы не защитили жителей Арцаха.
В результате террористических действий в сентябре 2023 года в селе Сзнек Республики Арцах погиб один мирный житель, двое человек считаются пропавшими без вести, в том числе отец главы общины Сзнек. Двое мирных жителей были захвачены в плен и возвращены, еще четыре человека взяты в плен и находятся в бакинских тюрьмах.
«После войны 2020 года, когда были установлены российские блокпосты, мы настаивали, чтобы блокпост был установлен и возле нашего села, так как оно находится на самой линии фронта, и вражеские позиции были всего в 800-900 метрах от домов. Обстрелу подвергались дома и угодья. В течение трёх лет постоянно были обстрелы, которые мешали проведению сельскохозяйственных работ, но люди жили в селе и продолжали созидать. Мы по разным каналам просили их установить рядом небольшой российский блокпост, потому что их посты были слишком далеко. Ближайший к нам пост находился в 15 км, ниже села Шош, в сторону дороги к Шуши, а другой пост находился у Красного базара. Мы думали, что если начнется масштабная атака, будет очень сложно, мы это понимали. Но, с другой стороны, где бы русские ни находились, они практически ничего не предпринимали. Я знаю, что в селе Шош произошло следующее: когда они оказались в окружении, русские их разоружили и перевезли в Степанакерт. Но это уже после военных действий. И никакой защиты на момент агрессии мы не увидели. Люди надеялись на них, но разочаровались», — рассказал глава общины.
Погибшего мирного жителя сначала считали пропавшим без вести, однако позже его тело было найдено в лесу. По словам главы общины, очевидно, что была применена сила, огнестрельного ранения не было, но человек скончался от ранения другого типа. По словам Мусаеляна, информации о двух пропавших без вести нет, хотя работа в этом направлении ведется через Международный комитет Красного Креста.
(https://step1.am/ru/2024/02/02/9435/)
Гегам Манвелян из Кармир гюха об этнической чистке 19 сентября:
— Сейчас много разговоров о возвращении арцахцев в Арцах, что вы думаете об этом?
Я согласен вернуться, но с одним условием, чтобы сначала была определена граница Арцаха, и турки были на той стороне границы, с колючей проволокой. Наши позиции и вооруженные силы также необходимо восстановить. После этого могут прийти и международные миротворцы, но прежде там должны быть наши вооруженные силы и определена граница. И я не согласен вернуться на условиях 2020 года,тем более, жить под властью Азербайджана.
— А под гарантии российских миротворцев?
Мы уже видели, что сделали русские, я им не верю. В 2020 году поверил, взял кредит на строительство дома. Я был уверен, что до 2025 года мы будем в безопасности. И где я сейчас?
(https://step1.am/ru/2024/02/28/10535/)
Глава общины Магавуз Мартакертского района Арцаха Грант Ширинян:
«Когда началась сентябрьская война 2023 года, несмотря на отсутствие продуктов, топлива, мы все были на передовой. Я думаю, если бы российские миротворцы начиная с ноября 2020 выполняли взятые на себя обязательства, то мы бы не потеряли бы Арцах. Ведь на постах наши военные боролись, защищали землю, дом, родных, погибали. Нам необходима была лишь поддержка».
(https://step1.am/ru/2024/04/01/11873/)
63-летняя Эльмира Абрамян из села Хнкаван пробыла в азербайджанском плену около десяти дней.
«Мы боялись, что они убьют нас. Наш дом в самом начале села, они вошли к нам с самого начала. Снаряды падали с неба, деревья обрушивались на землю», — Эльмира Абрамян и ее муж, видя, что оставаться в доме невозможно, перебрались в соседнее село Арутюнагомер. Тикин Эльмире пришлось укрыться в одном из домов в Оратаге. «Все еще были слышны взрывы. Я подошла к дому брата свекра моей дочери. Прошло несколько часов, дверь выбили, ворвались трое или четверо азербайджанцев, вооруженных автоматами и пистолетами. «Один сказал: «Давай убьем», а другой сказал: «Нет, подожди, я позвоню». Он позвонил, и командир сказал: «Зачем убивать старую женщину, привезите в Кельбаджар, оттуда мы этапируем в Баку».
На третий день азербайджанского плена Эльмира Абрамян увидела, что там же в плену находится и сын ее золовки. Зовут Айасеер, ему 30 лет. «Мы пробыли там пять дней, потом пришел их старший и сказал: бабушка, вставай, едем. Я думала, в Баку. Сына моей золовки тоже привели, он немного больной. Еще была женщина, она была из Хнкавана, мы с ней были в одной комнате. Пришли, смотрю Красный Крест стоит, и нас передали Красному Кресту».
Находившаяся в плену Эльмира Абрамян также рассказывает о страшном происшествии в Оратаге. «Там была еще одна женщина, она была в другом доме. Они отвели ее к памятнику погибшим и зарезали. Это была женщина 35-40 лет из села Оратаг». (https://step1.am/ru/2024/02/05/9536/)
Госминистр Республики Арцах Артур Арутюнян о причинах, которые привели к массовому исходу армян из Арцаха:
С первых часов нападения Азербайджана 19 сентября на Арцах полностью была выведена из строя инфраструктура: электроснабжение, мобильная связь, интернет.
Уже 22 сентября все районы Арцаха, по его словам, были отрезаны от столицы – Степанакерта. Мартакертский район полностью был осажден, две дороги, связывающие Мартунинский район со Степанакертом, перешли под контроль азербайджанских войск, добавил госминистр.
Эвакуация жителей Мартакертского, а затем Мартунинского и Аскеранского районов продолжилась в последующие дни, уже в сопровождении российских миротворцев, сказал Арутюнян.
(https://golosarmenii.am/article/195601/gosministr-o-prichinax-massovogo-isxoda-armyan-iz-arcaxa_
Асмик Вердян, анестезиолог-реаниматолог в детской больнице Степанакерта.
19 сентября был обычный рабочий день. В детской больнице «Аревик» в Арцахе проходили лечение маленькие пациенты. В полдень неожиданно послышались звуки взрывов. Постепенно они усиливались, становясь все ближе. Медперсонал сперва реагировал спокойно, но потом все поняли, что находящийся в блокаде Арцах оказался один на один с азербайджанской агрессией.
Спустя 20 минут после взрывов в детскую больницу привезли первого погибшего ребенка. Это был одиннадцатилетний мальчик из Степанакерта. Когда в школе началась паника и детей стали эвакуировать, ребенок от страха получил инфаркт. Его доставили в больницу уже мертвым. Врачи в течение 40 минут пытались спасти ребенка, но они оказались бессильны… Потом стало известно, что это был внук одной из сотрудниц поликлиники.
«Я реаниматолог с 30-летним стажем, но я никогда не сталкивалась со случаем острого инфаркта у 11-летнего ребенка».
Вскоре после начавшихся в полдень 19 сентября взрывов в больницу стали поступать дети с ранениями. «Вы, наверно, слышали о том, что произошло в Сарнахбюре, где староста собрал детей в одном месте, чтобы вывезти их, а из Агдама ударили по ним минометом. Там были и погибшие дети, и раненые, которых друг за другом доставляли в больницу. Были дети, которых наши хирурги оперировали по пять часов. Ранения были различной степени тяжести»,- вспоминала Асмик. Одним из детей, поступивших в больницу 19 сентября, был Нарек, третий брат двух погибших в Сарнахбюре братьев Нвера и Микаела. Нарек получил тяжелое ранение в голову. Позже судмедэкспертиза установила, что азербайджанцы перерезали убитым детям горло.
(https://hetq.am/ru/article/162599)
Глава общины Нор Казанчи Мартакертского района Арцаха Руслан Арстамян:
19 сентября, спустя уже 40 минут с начала нападения на наши позиции, азербайджанцы стали обстреливать и наше село. Не осталось ни одного места, которое не подверглось бы бомбежке. Словами не описать, как били по зданиям школ, сельской администрации, жилым домам. Только по нашему дому они ударили 10 раз.
Азербайджанцы вели огонь по селу с такой интенсивностью, что даже эвакуация жителей не представлялась возможной. Единственная связывавшая село с остальной частью Арцаха дорога, которая вела в соседний Кичан и выходила на автомагистраль, тоже была под прицелом.
Примерно 60 человек, среди которых женщины и дети, пешком ушли в лес. В лесу был мост, который хорошо не просматривался, но даже по нему азербайджанцы вели огонь. Увидев, что спасения нет и в этом, жители двинулись вперед. Они пробыли в лесу 26 часов, ночь 19 сентября провели тоже там. С ними был еще двухмесячный малыш…Мы думали, что им удастся в течение нескольких часов добраться до Араджадзора. В два часа ночи я вместе с несколькими односельчанами отправился в Араджадзор, однако не застал их там. Мы подумали, может они сменили путь и зашли в Члдран, поскольку обстрел велся непрерывно. 20 сентября утром, около 11:00, на холме напротив Араджадзора показались люди. Мы подошли ближе и увидели, что это наши…
По словам главы села, по дороге, в лесу, скончался 35-летний молодой мужчина, возможно, от пережитого ужаса. Жители Нор Казанчи пробыли в Араджадзоре несколько часов. В тот же день, 20 сентября, жители села двинулись в Иванян и Степанакерт.
«Уже несколько дней нечего было есть. Люди покинули село ни с чем, в одной одежде, которая была на них. Они даже не успели зайти домой. За несколько дней до этого мы отвезли оставшуюся пшеницу, примерно тонн шесть, и смололи ее так, чтобы каждой семье достался бы хотя бы один мешок муки. 21 сентября несколько человек зашли в село за мукой, но на выходе уже заметили азербайджанцев с четырех сторон, примерно в 200 метрах. Когда они заметили наших, то стали стрелять из автомата».
(http://russia-artsakh.ru/node/17682)
43-летняя Ирина Григорян родом из села Сарушен Аскеранского района:
«19 сентября в 14:10 мы услышали первый выстрел, совсем рядом. Мы запаниковали, через три часа глава общины сообщил нам, что следует пойти к ближайшему стадиону, чтобы мужчины могли защитить село. Потом сказали: нет, у стадиона небезопасно, надо идти в лес. Мы прошли долгий путь по лесу — дети, женщины, мы пробыли в лесу два часа, чтобы понять, что происходит, но долго оставаться там не было возможности — земля была мокрой, и мы решили дойти до ближайшей деревни. Мы дошли до ближайшего села. Посреди ночи к нам на автобусах приехал глава общины и сказал, что нам надо ехать в город. У нас было много погибших, но и село удержать не удалось, оно опустело. Мы приехали и оказались в степенакертских подвалах, переночевали, потом нас отвезли в аэропорт, там еще до рассвета сказали: у кого есть родственники, езжайте к ним, у кого нет, пусть остаются, посмотрим, что будет. Моя мама была в городе, мы пошли к ней домой и остались. Потом узнали, что нашего дедушку убили… У него была большая машина, на которой он хотел догнать нас, когда мы были в лесу. Он не знал, что турки уже заняли дорогу, ведущую в город. Потом мы узнали, что его убили в дороге»,
(https://step1.am/ru/2024/01/30/9316/)
72-летняя Джемма Мараданян из села Сарнахрюр:
У матери и сына, 72-летней Джеммы и 37-летнего Липарита Марданян серьезные проблемы со здоровьем. Джемма вместе с двумя женщинами из своего села была захвачена 20 сентября. Мать и сын с трудом рассказывают, что произошло до возвращения в Степанакерт.
«Нас били, били нещадно, не учитывая, что мы ранены и даже ходить не можем. Где написано, что к пожилой женщине можно так относиться, особенно именуемому себя врачом, который улыбается перед «камерами», угощает нас сладостями и заставляет нас улыбаться. Потом, когда камеру выключили, нам угрожали и избивали», — вспоминает Джемма Марданян.
Подвергнутых истязаниям мирных жителей Сарнахбюра сначала пешком погнали на азербайджанскую базу, а оттуда доставили в Акна (Агдам). Наши собеседники рассказывают, что, дойдя до больничных коек, они подумали, что их спасают, но врачи то лечили пленных армян, то пытали их.
«Это была не больница, а нечто похожее на тюремную камеру, где под белыми одеждами прячутся убийцы. Когда врач входил в палату, я закрывала лицо одеялом, после чего ощущала сильные удары по телу. В то время я думала только о Липо. Если меня так бьют, то что могут сделать с Липаритом?», — вспоминает свои ощущения женщина.
В те дни азербайджанские СМИ показали видеоролики о пленных армянах, которые, якобы, не хотели покидать село, армяне стреляли в своих, а они «заботливо» оказывали гуманитарную помощь.
(https://step1.am/ru/2024/02/09/9707/)
В том бою пал Андраник Арутюнян.
Он был образцовым и преданным воином. Участвовал в 44-дневной войне. Последний его бой состоялся в районе Хнапат-Храморта.
Перед началом 19 сентября геноцидальной войны эти села оказались в особо тяжелом положении: впереди Акна, а высота Караглух-Шикакар, сданная русскими 24 марта 2022 года, практически обнулила шансы на оборону Храморта. Но ребята решили сразиться, чтобы спасти жителей от массовой резни.
(https://step1.am/ru/2024/02/11/9755/)
Жизнь ужасов: 19 сентября в Сарнахбюре.
Через несколько часов снаряды стали пролетать над домом, очень близко. Поняли, что война, быстро стали выбегать из дома, в чем были, в лес, к оврагу, пытаясь спрятаться там. Муж был уверен, что по мирным жителям, большая часть из которых дети, бить не будут, бьют по постам, поэтому взрывы совсем рядом.
Первый беспилотник сбросил бомбу прямо в толпу. Толпу, где была целая куча детей.
Обернувшись, Оксана увидела сына, он лежал без сознания, раненый в голову, рядом лежала ее мама. Пока она приходила в сознание, осознавая, что произошло, пока туда бежал ее муж, на них сбросили еще две бомбы.
В этом месиве Оксана думала только о сыне, который еще дышал. Нога горела, но она не обращала на нее внимания, только звала мужа и очень сильно хотела не потерять сознание, потому, что понимала, что больше никто не смог бы помочь мужу перенести сына в машину.
Сама истекала кровью, но какими то нечеловеческими усилиями помогла мужу положить сына в машину, и они вместе, оставив там несколько погибших детей, мать и свекра, втиснули 12 других детей в машину, отвезли в Аскеран…
«Мы посмотрели друг на друга и без слов поняли, что мою маму и его отца уже не спасти, пришлось оставить их там и вывозить остальных”, — говорит Оксана.
По дороге они увидели русских миротворцев, просили вывезти оставшихся взрослых и убитых.
24-го числа сотрудники МЧС приехали в деревню, вывезли все трупы, которые остались после бойни. Оксана отказалась лежать в больнице, решила ехать в Горис вместе с машиной, на которой должны были 25 сентября везти тела ее односельчан и сына.
(https://step1.am/ru/2024/04/03/12003/)
Александр АНДРЕАСЯН
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.