Париж заполняет вакуум: заявление 9 ноября обнулено, Россия уходит

  • 09:05 19.04.2024

18 апреля в Армении находился спецпредставитель по вопросам Южного Кавказа и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции Брис Рокфор. Он встретился с Николом Пашиняном, Арменом Григоряном и другими армянскими чиновниками.

За долгое время это первое упоминание о Минской группе, и хотя в официальных армянских информациях о встречах мсье Рокфора говорится, что обсуждались только «гуманитарные проблемы депортированных из Нагорного Карабаха», очевидно, что Париж актуализирует международную площадку арцахского урегулирования. Арцахский вопрос не решен: никто не относится серьезно ни к заявлениям Пашиняна о «признании Карабаха», ни к делимитации по советским картам. В регионе прочерчиваются новые границы, и русско-турецкий формат раздела границ показал свою несостоятельность.

Минская группа ОБСЕ практически перестала действовать после того, как в ноябре 2020 года Россия в одностороннем порядке ввела войска в Арцах, как предполагалось по заявлению 9 ноября, сроком на пять лет. Представителям других сопредседателей Минской группы – Франции и США – въезд в Арцах запрещали российские войска, которые «охраняли» Бердзорский коридор. Кроме того, стороны – Москва, Ереван и Баку – говорили, что основным документом «на земле» является Трехстороннее заявление 9 ноября, и Минской группе тут нечего делать.

Однако ОБСЕ так и не отозвала мандат Минской группы, и сейчас, когда российские войска спешно покидают Арцах, в Акна закрыт русско-турецкий разведцентр, когда Баку прямо обвиняет Францию в одностороннем вооружении Армении, визит в Ереван французского сопредседтеля Минской группы выглядит как «похороны русско-турецкого формата» и возвращение региона в глобальную повестку.

Из заявления 9 ноября невыполненным оставался только один пункт – коридор из азербайджана в Турцию, и российские войска до окончательного ухода из региона должны были выполнит и этот пункт, воспользовавшись обострением ирано-израильского конфликта и «большой войной». Но после событий 14 апреля, когда Иран и США провели совместную ювелирную операцию, российские войска неожиданно решили уйти, а тональность Никола Пашиняна, который месяц назад говорил о «войне к концу недели, если не отдать села в Тавуше», неожиданно изменилась.

С уходом российских войск и обнулением заявления 9 ноября образовался политико-правовой вакуум, который решила заполнить Франция, что, возможно, является частью глобальных договоренностей. И визит мсье Рокфора – это заявка на возвращение политических обсуждений с «трехстороннего» русско-турецкого уровня на глобальный уровень, где им и положено быть.

Теперь правительству Пашиняна придется снова менять позу.

f