Степанакерт, весна 2023 года
“С 2018 года самой большой проблемой в связи с Нагорным Карабахом было то, что на апрель 2018 года уже сложилась ситуация, в результате которой мы неизбежно должны были пойти либо путем уступок, либо войны”. Об этом, выступая в Национальном собрании Армении, заявил премьер-министр Никол Пашинян.
Апрель 2018 года – это время, когда Пашинян вместе со своей командой вошли в активную фазу движения неповиновения, которая затем переросла в Бархатную революцию. Очень многие впоследствии говорили, что не было никакой революции, это была лишь смена власти.
Для этого есть причины: нынешний премьер, пришедший к своему креслу на волне всенародного недовольства бывшими властями, отступил от всех принципов революции и привел страну к катастрофе.
Но нас в этом заявлении интересует другое. Революционер Пашинян не мог знать подробностей переговорного процесса по разрешению проблемы Арцаха. Откуда он мог знать, что именно на апрель сложилась ситуация, в результате которой нужно было идти на уступки?
Помнится, в 2018 году все провластные СМИ во главе с Микаелом Минасяном ежедневно кричали во все трубы, что Никол Пашинян стремится к власти, чтобы “сдать земли”.
Сегодня премьер Армении заявляет, что нужно было 6 лет назад заявить, что Арцах является частью азербайджана.
Пашиняна часто называют духовным сыном Левона Тер-Петросяна и его самым удавшимся учеником. Но, видимо, он “духовный сын” всех армянских президентов периода независимости Армении. Потому что, как выясняется, все бывшие руководители Армении и их приспешники – руководители Арцаха, вели русско-турецкую линию уничтожения армянской государственности.
Данный вывод вытекает из мемуаров экс-министра ИД Армении Вардана Осканяна, в частности, из его воспоминаний о так называемом Лиссабоне, где в 1998 году состоялся заключительный саммит ОБСЕ, на котором было сделано заявление действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Швейцарии Флавио Котти, в котором были изложены определенные принципы урегулирования нагорно-карабахского вопроса.
Эти принципы однозначно совпадали с подходами Азербайджана и были абсолютно неприемлемы для Армении и Нагорного Карабаха. Они подразумевали высокий уровень автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, гарантии безопасности и связь с Арменией.
По словам Осканяна, по итогам каждого итогового заседания Совета министров ОБСЕ или саммита президентов наряду с решениями всегда принималась политическая декларация, в которой упоминалась деятельность различных органов ОБСЕ и политические оценки различных событий и событий.
С 1992 года, когда проблема Нагорного Карабаха была включена в повестку дня ОБСЕ, каждый год проблема Нагорного Карабаха включалась в политическую декларацию, где в одном-двух абзацах говорилось, что делалось по этому вопросу, представлялась ситуация на тот момент и его политическая оценка.
То же самое должно было быть на саммите в Лиссабоне, однако выяснилось, что азербайджанская сторона отказывается продолжать двусторонние переговоры, отменяет все достигнутые договоренности и не готова согласовать с армянской стороной текст, который будет включен в Лиссабонскую политическую декларацию.
Судя по словам Осканяна, хотя уже стало известно, что Азербайджан взял в заложники весь пакет решений ОБСЕ, за кулисами шли разговоры и возникла серьезная обеспокоенность, ни руководство ОБСЕ, ни влиятельные отдельные государства не пытались оказать давление на Азербайджан, чтобы тот отказался от принятой меры, что могло бы стать очень плохим прецедентом для ОБСЕ.
Знакомая ситуация, неправда ли?
В 1992 году азербайджан обманом убедил ОБСЕ, что признает Арцах как спорный вопрос и готов обсуждать его статус под эгидой Минской группы. Уже через две недели азербайджан начал агрессию против НКР. И никакой реакции со стороны ОБСЕ о том, что эта страна нарушила договоренность.
На протяжении 28 лет армянская власть вводила народ Арцаха в заблуждение, заявляя, что идут переговоры о статусе НКР и его международном признании. На деле, как говорит Никол Пашинян, уже с 1998 года армянская сторона участвовала в фарсе, при котором Арцах рассматривался в составе автономии в составе азербайджана. Бывшие руководители возражают, но факт тот, что никто из них не представлял объективную картину переговоров обществу.
Уже в 2016 году, в дни Апрельской войны, ходили слухи, что алиев требует вернуть земли вокруг бывшей НКАО, поскольку была такая договоренность. Никто не хотел верить в то, что армянские власти могли пойти на такую договоренность, хотя уже в те дни серж саркисян в парламенте Арцаха заявил, что земли нужно отдать, иначе придется петь песни о потерянном Степанакерте.
Этот преступный “пазл” был очевиден уже в 2016 году, но одного сегмента не хватало: нужен был человек, который реализует преступный сговор как говорится, на земле.
Судя по всему, этот человек “взращивался” уже с 2008 года, и подобран он был неслучайно.
То пренебрежение к арцахцам, цинизм, с которым армянское общество и его достоинство принижаются в глазах жителей Армении, присущи Николу Пашиняну и его однопартийцам. Пожалуй, такой другой такой удобной “кандидатуры” было не отыскать среди армянской нации.
Маргарита Карамян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.