«Я покупала много книг, детям нравилось, когда я читала. Но в Армении мы лишены всего этого»

  • 11:08 22.06.2024

Социально-бытовые проблемы лишают детей образования, медобслуживания и жилья

У Беллы из арцахского села Гиши на сегодня есть только одно желание: чтобы среднюю дочь перестали  беспокоить проблемы со здоровьем и чтобы все ее трое детей могли обучаться в Детском образовательном  Центре.

У средней дочери Беллы болезнь связана с почками, поэтому ребенок должна оставаться под постоянным наблюдением врачей. А чтобы детей устроить в Центр, необходим денежный взнос, которого у семьи Айриян нет.

Детское пособие не получают, программой 40+10 не пользуются, так как семье позволили бесплатное проживание в комнате с минимальными бытовыми условиями. Сама Белла не работает, так как  дети  требуют круглосуточной заботы. Постоянную работу мужу найти никак не удается, а подработки хватает на  минимум.

«В Арцахе у нас был дом, хозяйство. Мы могли спокойно возить ребенка к врачу по графику, приобретать нужные лекарства. Дети были одеты и сыты. Я покупала много книг, им нравилось, когда я читала. Каждый день. Но в Армении мы лишены всего этого, так как испытываем финансовые трудности. Вначале  я думала, что  мы справимся со любыми трудностями, лишь бы быть в безопасности. Но сейчас  я готова принять любую помощь».

19 сентября, когда начался ракетный обстрел села Гиши, Белла испугалась за детей. Под обстрелами побежала в школу за сыном, оттуда в детский садик за дочкой, а потом обратно домой за третьим ребенком.

Обстрел не прекращался, стало понятно, что придется ночевать в убежище.

«В этот момент я не думала о снарядах. Мне надо было накормить детей, укутать в теплое, и лекарство для больного ребенка взять. Еще надо было дозвониться до мужа, сказать, что мы живы, находимся в убежище».

Через сутки военные действия были остановлены. Начали приходить новости о погибших, о захваченных  селах, об убитых мирных жителях и заложниках.  Потом пришла весть о роспуске армии и Арцаха.

«Эти новости были страшнее снарядов. Мы не верили, что такое возможно. Но когда стали говорить, что  миротворцы автобусами вывозят людей в Армению, мы поняли, что надо спасать жизни детей. Забрали документы, кое-что из одежды, направились в Степанакерт. Надеялись, что все это неправда, что вернемся в свой дом. Покинули Степанакерт 28 сентября. Прошли унизительный азербайджанский досмотр на мосту реки Акари, в присутствии  российских миротворцев».

Белла с мужем хранят ключи от ворот дома в Гиши. Они не теряют надежды на возвращение. Поэтому  касательно предложенной правительством РА жилищной программы для беженцев женщина утверждает, что они с мужем пока думают, так как условия выдвинуты слишком сложные.

«А вдруг мы потеряем самое важное, приняв гражданство Армении? К примеру, возможности вернуться? А если, получив сертификат, мы не найдем то жилье, что нам нужно, и нам придется взять дополнительный кредит, который мы не сможем выплачивать? Мы должны получить ответы на все эти вопросы, и уже после  принять решение».

Алвард Григорян

f