Буду заниматься земледелием, лелея в сердце Арцах: Мира Айрапетян

  • 23:09 30.06.2024

Мира Айрапетян, более 40 лет воспитывавшая молодое поколение в Арцахе, занимается сельским хозяйством в Мецаморе, лееля в сердце Арцах.

Когда в мае 2023 года Мира Айрапетян отложила учебники и попрощалась со средней школой имени Эдмона Барсегяна в Аскеране, она решила полностью посвятить себя сельскому хозяйству. Помимо педагогики, она также хорошо понимала язык земли и безупречно ее обрабатывала многих годы. Но она понятия не имела, что провидение уготовило ей иную судьбу и земдю она будет обрабатывать уже в матери-Армении.

— 19 сентября, когда началас агрессия, мы вместе со всеми приехали в аэропорт Степанакерта, где пробыли до 27 числа. В это время уже началась эвакуация. Я не хотела уезжать, потому что двое моих сыновей были на передовой. Мой старший сын Эрик, служивший в 5-м Мартакертском оборонительном районе, попал в окружение. От моего младшего сына Эдгара тоже не было вестей. Днем 27-го появились 5 белых автобусов для перевозки людей, оставшихся в аэропорту — был приказ эвакуировать всех из аэропорта. Против своей воли мы встали на путь исхода. Я не могла рисковать жизнью своих внуков. Моя дочь Марианна с нами не поехала, она осталась, заявив, что не покинет Арцах, пока ее братья не перейдут мост Акари.

Когда мы приехали в Горис, нас хотели отвезти в Талин, но я подошла к распорядительной комиссии и попросила дать нам ночь на ожидание сыновей. К нам отнеслисьспониманием, и ту ночь мы провели в одной из школ Гориса. На следующий день, во второй половине дня, мои сыновья вернулись в целости и сохранности. И мы все вместе уехали из Гориса и расселились по разным населенным пунктам.

В октябре мы с семьей дочери переехали в село Гарни Котайкского марза. Мы пробыли там до 12 января 2024 года. Тот день стал роковым для нашей семьи. Моя семья пережила отравление газом. Мы чудом спаслись, Бог был милостив к нам. Мои дети чуть не задохнулись, но по воле Божией трагедию удалось предотвратить.

Нас отвезли в больницу, где мы начали поправляться, но возвращаться в Гарни нам уже не хотелось. Услышав о случившемся, к нам в гости приехал наш земляк и родственник Нвер Габриелян. Он предложил поселиться в общине Мецамор Армавирского марза и заняться там сельским хозяйством, заявив, что предоставит 5000 метров земли.

После выписки из больницы 6 февраля мы переехали в Мецамор, где Нвер помог нам обустроиться. Затем в Мецаморе поселились и семьи моего младшего сына и племянника. Вместе с Эдгаром, Севаком, Сасуном под руководством Нвера мы приступили к обработке земли и получили желаемые результаты.

Работа на земле дело трудное, мы, конечно, устаем, но это единственно правильный выход из сложной ситуации. Сегодня у нас первый урожай арбузов, а продавать овощи мы начали раньше. Спрос очень высокий. Мы продаем урожай на рынке Эчмиадзина, а еще есть люди, которые приезжают и забирают прямо с поля. Наша земля находится примерно в 5 км от Мецамора, — говорит тикин Мира и добавляет, что на днях приехал коллектив Глижбага, ранее возглавляемый Габриелянами, и помог в сборе урожая. Как всегда, арцахцы поддерживают друг друга.

Мира Айрапетян, более 40 лет воспитывавшая молодое поколение в армянском духе, не может смириться с утратой Родины. Трое ее детей служили в ВС, муж — ветеран Освободительной войны Арцаха.

— Иногда меня спрашивают, смирились ли я . Нет, не смирилась. Я потеряла священную землю, оставила там могилы своих родственников и мужа. Как я могу смириться?

Мой старший сын уехал в Россию в поисках работы, скоро к нему присоединится и его семья. Он не мог найти здесь своего места. Некоторое время работал в частной школе. По его словам, открывал и закрывал двери для детей богатых людей. Подполковник, прошедший славный боевой путь, не выдержал такого.

К сожалению, другой мой сын и племянник тоже хотят переехать в Россию, но пока сельскохозяйственный период, они не хотят оставлять меня одну. Я намерена остаться в Армении с семьей дочери, и мы планируем купить здесь дом. В другой стране я не смогу дышать полной грудью. Я в матери-Армении, эта земля – тоже моя земля. Лелея Арцах в своем сердце, я продолжу возделывать армянскую  землю. Кстати, уезжая из Аскерана, я взяла с собой местные семена фасоли, тыквы, острого перца и кабачков, вырастила их здесь, получила урожай и снова возьму семена, чтобы отвезти в Арцах.

Я мечтаю вернуться домой, никогда не перестану надеяться и верить, — продолжает тикин Мира.

В рамках программы расширения прав и возможностей женщин «Возрождение» общественной организации «Центр общественного развития Аскеранцев» Мира Айрапетян приобрела электрическую печь, предназначенную для выпечки женгялов аца, и параллельно с сельским хозяйством печет арахский женгялов ац.

Она мечтает продолжить работу на своем огороде в Аскеране. Каждую секунду она мысленно дома, в своем саду и огородах. Мира Айрапетян мечтает испечь женгялов ац у себя дома и мечтает о днях, когда можно будет собраться с силами и вернуться в осажденный Арцахе. И тогда все убедятся, сколь щедры, гостеприимны и добры арцахцы.

Карине Бахшиян

f