Собеседник Step1.am – руководитель центра «Модус Вивенди» Ара Папян.
— Господин Папян, остается ли в силе решение 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха?
— Конечно, оно в силе, потому что в силе Декларация о независимости. В Конституции ссылка на Декларацию о независимости сохранилась во всех трех редакциях. Следовательно, данное решение является действительным. Иначе граждане РА, призывники не могли бы служить в чужой стране без соответствующего межгосударственного документа.
Я думаю, что Арцах является частью Армении, и это не закреплено только в наших юридических документах: не стоит забывать, что до оккупации Республики Армения, то есть до 2 декабря 1920 года, последним юридическим документом, определяющим рубежи Армении и Азербайджана, является доклад Лиги Наций от 24 февраля. После этого Армения была оккупирована, и то, что оккупант сделал потом, в том числе Алма-Атинская декларация, все это незаконно. Поэтому мое предложение было и остается следующим: если есть сомнения в том, что я говорю, то следует обратиться в Международный суд, пусть суд решит, какая правовая основа более легитимна.
— Итак, что мешает реализовать это решение и как оно должно быть реализовано?
— Это решение не было полностью реализовано, только частично, например, оно было реализовано в части выдачи паспортов арцахцам, передвижения чиновников. Решение не было реализовано в полной мере, потому что против всегда была Москва, и против были местные власти в Степанакерте, которым такой статус был выгоден. Иначе говоря, им было проще получать неконтролируемые суммы и не подавать отчетов. Хотя справедливости ради следует отметить, что сначала Степанакерт был против концепции независимого Арцаха, но позже там подумали, почему бы и нет, это вполне подходящий вариант. Я всегда называл это методом летучей мыши, то есть летучая мышь в зависимости от обстоятельств позиционирует себя как птицаили как мышь. Этой же версией руководствовалась и элита Степанакерта.
— Баку требует убрать из Конституции РА ссылку на Декларацию о независимости. Власти Армении уже намекнули, что могут пойти таким путем. Какие опасности это влечет за собой для Армении?
— В этом таятся большие угрозы, потому что это проблема не только Арцаха. Если нарушить эту логическую линию, то выпадут, по крайней мере, два других фундаментальных фактора, которые беспокоят Турцию и Азербайджан. Один – это вопрос Геноцида армян, а другой – вопрос правопреемства Первой Республики Армения, с вытекающими из этого другими правовыми основаниями для определения границ Армения-Турция, Армения-Азербайджан. Но, на мой взгляд, самая главная опасность здесь заключается в том, что если Армения сделает это по настоянию иностранной державы, то это будет значить, что мы станем турецко-азербайджанским протекторатом. Иначе говоря, они будут решать, где и как должна стоять наша армия в нашей стране, они будут определять внешнюю политику Армении, например, признание Арменией Палестины по настоянию Турции. Это уже знак протектората.
— Когда вы говорите, что решение 1989 года в силе, означает ли это, что в территориальную целостность Армении входит и Арцах? И когда ЕС, США и другие государства заявляют, что признают территориальную целостность Армении, подразумевает ли это и Арцах?
— Территория государства определяется по взаимному согласию граничащих государств. Другого признания нет. То, что они говорят — международно признанная границаи прочее, нет такого международного документа, по которому признаютграницы. Иначе государства-члены ООН не имели бы территориальных и пограничных претензий и споров друг с другом. Мировое сообщество очень правильно сформулировало, заявив, что приветствует мирный процесс и готов признать любую границу и решение, определяемое взаимно.
В сегодняшней ситуации, когда руководство Армении говорит, что признает советские административные границы, другие страны также вынуждены приветствовать такую точку зрения Армении. Но в Азербайджане никогда не упоминалась эта точка зрения, более того, в конституционном акте Азербайджана упоминается, что они являются правопреемниками первой республики. А первая республика площадью 116 тысяч квадратных километров включает Сюникский и Вайоцдзорский марзы Армении, и онм уже говорят о Ереване. Поэтому, если даже Азербайджан скажет, что признает территориальную целостность Армении, он может завтра это интерпретировать по-своему и сказать, что он признал ее, исходя из своего подхода. Так что, сначала письменным межгосударственным документом должна быть определена правовая и политическая основа, на которой должна проводиться делимитация-демаркация, а затем уже предпринимаьтся другие шаги. Но режим Никола Пашиняна движется в противоположном направлении.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.