Историческая память у турок проявляется ярче, они делают это из страха

  • 21:43 10.07.2024

Собеседник Step1.am – арцахский политолог Давид Карабекян.

— Господин Карабекян, Баку требует изъять из Конституции РА ссылку на Декларацию о независимости. В частности, они заявляют, что упоминание о Решение 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха должно быть исключено из Конституции. Власти Армении уже намекнули, что могут пойти таким путем. Какие опасности это влечет за собой для Армении?

— Это означает, что мы отрекаемся не только от арцахского вопроса, но и от кейса наших исторических прав: мы также отказываемся от признания Геноцида, мы отказываемся от претензий, определенных арбитражным решением Вильсона. И неслучайно Пашинян сказал, что мы должны снять красную тряпку с нашей Конституции, чтобы улучшить наши отношения с Азербайджаном и Турцией. По моему мнению, этот шаг был продиктован Турцией, и Пашинян хочет пойти по пути удовлетворения требований Азербайджана и улучшения отношений с Турцией. Это, к сожалению, напоминает Батумский договор 1920-21 годов. Тогда тоже говорилось, что, определив границы первой республики, мы получим мир, сможем создать основы для строительства демократического государства. Но на деле получилось то, что получилось. И теперь, отказываясь от независимости, мы готовим почву для потери нашего государства.

— В силе ли Решение 1989 года о воссоединении Арцаха и Армении?

— Да, оно в силе, потому что это уникальное решение, которое основывалось не только на советском законодательстве, в его основе было заложено международное право. Верховный Совет Армении и Национальное Собрание Арцаха при принятии этого решения фактически имели в виду геноцидальную политику Азербайджана и Турции, а также национальные интересы всего армянства. В то время СССР еще не распался, но этот документ был призван решить наши проблемы в контексте исторического права, объединить проблему Арцаха, становления армянской государственности с Ай Датом. Можно сказать, что это был один из самых передовых шагов, предпринятых в то время.

Судьба Арцаха и Армении определяется тем, что ни Турция, ни Россия не могут смириться с мыслью о том, что в Арцахе может быть международный контроль и что Арцах может иметь международно признанный статус. Есть международные документы: арбитражное решение Вильсона, Севрский договор, которые закрепляют как право арцахских армян на самоопределение, так и право армян на создание национального очага в Западной Армении. Это также отражено в Декларации о независимости Республики Армения, в Конституции. И на самом деле именно это беспокоит Турцию и Азербайджан. В отличие от нас, возможно, они понимают, что наступит момент установления исторической справедливости, и им придется отказаться от политики силового диктата и удовлетворить исторические требования, то есть наши права в Западной Армении, право арцахских армян в Арцахе. Печально, что руками нашего правительства пытаются отменить наши законные требования. Но этого не произойдет, поскольку эти государства своими агрессивными шагами, основанными на шантаже, демонстрируют, что их пик пройден. И да, придет время, когда им придется признать эти решения. Они будут вынуждены не только праздновать победы, но и фиксировать потери.

Это страх, у них ярче выражена историческая память, они делают это из страха и по наущению внешних кураторов. Они знают, что когда колесо истории повернется, встанет вопрос об их существовании. К сожалению, в третьей республике, как и в первой, наша политическая элита служит интересам зарубежных стран и акторов. Исходя из этого, нам предстоит выяснить, чьим интересам служит наше правительство.

Роза Ованнисян

f