Пылы Пуги — гениальный арцахский острослов

  • 19:32 15.07.2024

Однажды Мелик Шахназар спрашивает Пуги, отчего у человека разваливается дом. — От внутреннего врага, — отвечает Пыл Пуги.

Пыл Пуги, или Пел (сумасшедший, безбашенный) Погос – один из уникальных персонажей в Арцахе, который уже третье столетие живет в семье каждого арцахца своими забавными историями и нравоучительными баснями. И в радостных, и в грустных случаях каждый «тянется» за советом Пуги.

Пылы Пуги родился в 1731 году в селе Шош, в провинции Варанда, жил в Аветараноце, меликской резиденции. Слава о его острословии дошла и до Мелика Варанды Шахназара, и исключительный исркометный дар открыл Пуги путь во дворец Мелика. Служивший мелику Погос так и не стал его слугой — явление исключительное, которое трудно встретить в наше время.

Пылы Пуги выдумывал забавные прибаутки и басни, которые, распространяясь в народе, иногда трансформировались и дополнялись, но дошли в устной форме под его именем до наших дней. Мелик Шахназар – главный герой его шуток-прибауток. Во дворце мелика Пылы Пуги был больше, чем обычным придворным шутом, он был скорее острословом-советником,и мелик всегда был снисходителен к его порой резкой критике.

Пылы Пуги, сколько в наших владениях глупых людей? Составь список.

Через некоторое время Пуги приносит список, где первым значится Мелик Шахназар.

— Пылы Пуги, ты что, разве я глуп?

— Не будь ты глупым, не дал бы тюк золота персидскому шаху.

— Он вернет.

— Когда вернет, я вычеркну твое имя и напишу его.

Конфликт Мелика Шахназара и Пыла Пуги красной нитью прохожит во всех юморесках, и, несмотря на этот конфликт, они остались в народной памяти как неделимое целое. Особого восхищения заслуживает феномен Рамика Погоса, который никогда не изменял своему хозяину, но всегда был на стороне правды и справедливости.

«— Мелик, ты думаешь только о себе и не намерен сохранять армянскую нацию» (Пылы Пуги, 1883).

Собиратель фольклора Галуст Шермазанян первым обратился к сатирическому наследию Пуги в своем 198-страничном сборнике под названием «Анекдоты, забавные разговоры, краткие происшествия и басни, большей частью взятые из народной жизни», изданном в Тифлисе в 1878 году и включающем около 15 басен и баек.

Вот как представляет острослова Г. Шермазанян: «Пылы Пуги — социальный персонаж, ведущий простой образ жизни, все его имущество помещается в катомку, хотя он не знает грамоты, но его прибаутки содержат уроки добродетели и народной мудрости».

Второе упоминание было сделано летописцем Макаром Бархударяном, опубликовавшим в 1883 году полный том анекдотов и басен Пыл Пуги в собственной обработке. Он записал 189 баек и басен со слов старожилов в Карабахе. Не исключено, что он записывал и стариков-долгожителей Карабаха, которые, возможно, встречали Пылы-Пуги или чьи родители знали его лично и слышали прибаутки от самого автора. Позже новые записи были опубликованы и в других сборниках С. Исраеляна, М. Григорян-Спандаряна, этнографа А. Газиян, писателей С. Ханзадяна, Г. Бегларяна и других.

Великий армянский писатель Серо Ханзадян в своей книге описывает Пылы-Пуги как армянского Эзопа. «…Пылы-Пуги остался в моей душе, в моей сущности, он воссел на самом драгоценном месте моего личного мира. Я стал часто вспоминать басни и анекдоты Пылы-Пуги, которые слышал чуть ли не с пеленок и сейчас, в эту минуту, все еще слушаю. Несколько раз я бывал на его родине, в армянском Карабахе, целовал землю наших предков, которую, наряду со многими драгоценными придумками, подарил нам еще и армянский Эзоп Пылы-Пуги».

Пылы Пуги умер в 1810 году, согласно завещанию был похоронен на плато между селами Шош и Мхитарашен, которое впоследствии получило название Пугун Кара. Здесь в 1976 году был установлен мемориальный камень Пуги, который стоял до оккупации Арцаха Азербайджаном в 2023 году.

— Какая деревня лучшая в мире?

Пуги смотрит на Мелика и понимает, что вопрос был задан в расчете на честолюбие, на то, что ответ Пуги обласкает слух Мелика, назвав село, где родился меликом. Но Пуги не изменил себе.

«Да будет мелик жить долго, — говорит острослов, — лучшая деревня на свете для каждого человека та, где он родился».

— Пуги, а поконкретнее нельзя, — хитро улыбается Мелик.

— Я тебе скажу, — коротко говорит Пуги, — лучшая деревня в мире — это Шош.

— Почему?

— Потому что я там родился.

— А если бы я родился в Шоше?

— В таком случае, — не уступает Пуги, — во-первых, ваше рождение было бы случайным, а во-вторых, нашу деревню называли бы не Шош, а Мннашош» (Мннашош — на карабахском диалекте «гнойный нарыв»).

Если бы наша страна освободилась от мннашоша.

Армине Айрапетян

f