Президентские выборы в Иране вызвали скептицизм в Армении (часть армянской общественности считает, что этнический тюрок Пезешкиан будет принимать решения исходя из своей этнической принадлежности, т.е. в пользу азербайджана) и эйфорию в азербайджане (где надеются, что с приходом к власти иранского тюрка Пезешкиана, провокатора-посла в Армении Мехди Собхани, “наконец, вызовут на ковер в Тегеран с целью поставить конец его дестабилизирующей деятельности”).
Вселенский шум в фашистской, террористической стране поднялся из-за заявлений Собхани о том, что трехстороннее заявление от 9 ноября не действует, “и нам не на что ссылаться. Сейчас нет документа, который действителен на земле”.
Но еще больше в азербайджане припшли в ярость из-за слов Собхани о том, что позиция Ирана относительно прав жителей Карабаха ясна. “Права армянских жителей Карабаха должны уважаться. Этот вопрос подобен ране, и эту рану необходимо залечить. Если эта рана не заживет, возможно, она снова начнет кровоточить. Когда мы говорим об устойчивом мире, следует учитывать и эту рану. Мы надеемся, что так же, как жители Карабаха покинули свои дома принудительно, будут созданы условия, чтобы они могли вернуться в свои дома добровольно”.
Не станем вдаваться в подробности “ярости” представителей государства, осуществившего геноцид и этническую чистку в Арцахе, а проанализируем, почему именно сейчас, через 4 года после появления на граничащей с Ираном территории турко-азеро-израильских войск, Иран стал выступать с такими заявлениями. И как себе представляет Иран, признающий территориальную целостность азербайджана, будущее региона, если констатирует, что “причина, по которой армяне покинули этот регион, заключалась в том, что они не чувствовали себя в безопасности”?
Как представляет себе Иран добровольное возвращение армян на места своего прежнего проживания, если на протяжении 3 лет, с 2020 по 2023 год, азербайджан создавал невыносимы условия для их жизни? Как относится Иран к тому, что в граничащем с ним Гадруте в своих домах и на приусадебных участках были зверски убиты старики и женщины, люди с психическими проблемами? Почему Иран, допустивший, чтобы вдоль его границы азеро-турко-сирийские головорезы проникли в тыл арцахской армии и дошли до населенных пунктов Гадрута?
Как представляет себе Иран добровольное возвращение армян Арцаха: снова под протекторат азербайджана, территориальную целостность которого он признает, или под международные гарантии безопасности, то есть, под гарантии “третьих” сил, присутствие которых в регионе Иран считает неприемлемым для себя?
И вновь возникает вопрос: почему сейчас Иран заговорил о проблемах Арцаха и региона именно сейчас?
Поскольку в Армении нет институтов, изучающих и анализирующих процессы в регионе, подходы того же Ирана к этим процессам, мы можем лишь привести наши соображения.
Судя по всему, избранный национальным консенсусом новый президент Ирана – реформатор Пезешкиан, должен стать проводником нового курса Исламской Республики. Многие вменяют Ирану вину за то, что он участвует в формате 3+3, неприемлемом для армянской стороны. Но если посмотреть на это с точки зрения самого Ирана, то данный формат единственный, где Иран представлен как региональная страна. Теперь, когда Иран, очевидно трезво расценивающий меняющийся миропорядок, готов к сотрудничеству с Западом, он может выйти из этого формата и сотрудничать уже с другими акторами, также выступающими за права арцахцев. Пока за право на возвращение с гарантиями безопасности. Возможно, завтра заговорят и о праве на самоопределение. Но это уже будет зависеть от того, насколько сами арцахцы начнут выдвигать такие требования, то есть, начнут представлять в различные инстанции не гуманитарные, а политические требования.
Сегодняшнего мира завтра уже не будет. Нам надо научиться работать со всеми, а не озираться на то, что было, скажем, год назад. Год назад были одни реалии, завтра могут быть иные.
Нам надо научиться смотреть в будущее через призму меняющегося миропорядка и геополитических реалий. А для этого нужно выйти из узкоколейного мышления и посмотреть на глобальные процессы шире. Это значит, что надо работать со всеми, даже с теми, кто вчера еще сделал что-то не так. Важно, что делается и говорится здесь и сейчас.
Возможно, арцахцам самим надо встречаться с представителями Ирана, чтобы понять, как эта соседняя и граничащая с Арцахом страна видит восстановление прав арцахцев.
Маргарита Карамян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.