В тени войны: незаконченная война для родных пропавших без вести и погибших

  • 16:51 30.07.2024

Или Стучать во все закрытые двери

Это была одн из трогательных и болезненных сцен, с которой я столкнулась после 44-дневной войны 2020 года: две матери, потерявшие сыновей, встретились на площади Возрождения в Степанакерте. Лицо одной было на удивление умиротворенным — она смогла похоронить своего сына, погибшего на войне. В глазах другой была глубокая боль и неуверенность — ей не удалось похоронить сына, тело которого не смогли найти.

От наших старших, бабушек и дедушек мы слышали немало похожих на легенды историй об их сыновьях, не вернувшихся домой с фронтов Второй мировой войны. Некоторые годами не сводили глаз с двери. Есть также истории о солдатах Советской армии, которые остались в европейских странах и не смогли вернуться на родину. Надежда на возвращение, пусть и нереальная, сохраняет людям жизнь.

Как говорит классик, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Родственники жертв и пропавших без вести во время сентябрьской войны и взрыва склада горючего на дороге Степанакерт-Аскеран также по-разному пытаются «пережить» свою боль. Многие из них живут неутолимой надеждой, цепляясь за, казалось бы, нереальные доказательства возможности выживания своих сыновей даже в самой суровой ситуации – в азербайджанском плену. Плен, представляющий собой бесконечную цепь страданий и неопределенности, но и надежды на то, что их близкие живы. Между тем, некоторые родители предпочли бы, чтобы их сыновья распрощались с жизнью без боли, но не оказались в заточении. Армянам хорошо известны бакинские тюрьмы – это темницы земного ада.

Мы потеряли Родину в результате войны 2023 года, и это была вселенская боль. Спустя время боль стала индивидуальной и личной — каждый из нас оплакивает свою утрату. Наряду с потерей родины, дома и прошлого, трагедия многих семей удвоилась. Они потеряли своих родных и похоронили их в условиях угрозы, паники и неопределенности, но им пришлось встать на путь исхода и оставить прах своих родных. Среди погибших — 9-летний Арег и его бабушка. Каждый день для этих семей – день надежды и отчаяния, и они готовы прибегнуть к любым средствам.

19 июля перед Домом правительства в Ереване собрались родственники жертв сентябрьской войны. Они требуют эксгумации тел своих родственников, мотивируя это тем, что могилы многих через некоторое время трудно будет определить. Родственники лишены возможности посещать могилы погибших и, по их словам, «хотя бы вощложить цветок». Это неизмеримо тяжелое и невыносимое чувство, потому что мы невидимыми нитями привязаны к могилам и останкам наших родных. Бесценность земли Арцаха измерялась и количеством мучеников. За четыре арцахские войны мы принесли в жертву почти столько же людей, сколько состоавляет территория Арцаха. На каждый метр земли в Арцахе приходится один красный цветок.

Родственники тех, кто пропал без вести во время боевых действий и взрыва на складе бензина, также собрались перед Домом правительства и потребовали принять меры для поиска людей. Международное гуманитарное и обычное право, включая Женевские конвенции, предусматривают всестороннее регулирование поисковых операций, исключение дискриминации и запретов. Право на возвращение вынужденно перемещенных лиц предполагает также возможность посещения могил своих родственников.

Родственники обращались не только в правительство Армении, но и во все международные инстанции, но вот уже десять месяцев их обращения звучат как глас вопиющего в пустыне.

Цель эксгумации – не только похоронить умерших, но и воздать им честь и достоинство, а также быть рядом с семьями, испытывающими неизмеримую боль. Такие люди часто чувствуют себя бессильными и одинокими. Как общество, мы несем перед ними коллективные обязательства. Часто этим семьям нужна не материальная поддержка, а реальное общение, сострадание, которое позволить разделить горе, растворить его, облегчить и, в конечном итоге, наполнить его смыслом.

Именно с этой целью 24 июля Медиа-клуб «Степанакерт» инициировал дискуссию с участием родственников пропавших без вести, омбудсмена Арцаха, священнослужителей и общественных деятелей.

Стучать во все закрытые двери — вот о чем говорили участники, пытавшиеся найти решение.

Участники дискуссии предложили направить письма во все международные структуры, привлечь Всемирный совет церквей, использовать предыдущий положительный и отрицательный опыт, учитывая, что это не первая наша война и не первые пропавшие без вести, использовать современные технологии, следить за состоянием могил с помощью спутниковых наблюдений, связываться с соответствующими органами посредством видеосообщений, при необходимости даже постучаться в дверь врага, обратиться к руководству Азербайджана.

Недавно бывший главный прокурор Международного уголовного суда Луис Морено Окампо начал на онлайн-платформе медиа-кампанию за освобождение армянских заключенных в Баку. Он призывает армян всего мира объединиться и присоединиться к этой инициативе. В своем послании Окампо заявляет: «Вы проиграете, если перестанете сражаться».

Каким бы трудным ни был этот путь, мы должны продолжать и поддерживать родственников пленных, а также погибших и пропавших без вести.

Сирануш САРГСЯН

Статья подготовлена ​​в рамках программы медиа-клуба «Степанакерт»

f