После 2020-го страну превратили в огромную стройплощадку, пока враг занимал стратегические высоты

  • 19:46 01.08.2024

Собеседник Step1.amНелли Саакян, директор средней школы имени Армена Авагяна села Хнацах Аскеранского района.

— Депортация армян из Арцаха – целенаправленный план, реализуемый внутренними и внешними правительственными структурами. Возвращение людей под угрозами после 44-дневной войны говорит о манипулятивном шаге по отмыванию новых денег. Вся страна была превращена в стройплощадку, пока враг шаг за шагом занимая стратегические высоты, взял нас в клещи, когда деньги можно было потратить на армейское строительство и усиление оборонительных сооружений. Я пришла к мнению, что те дома строились не для переселенцев, иначе зачем было строить 4-5 комнатные дома по всему Иваняну и облицовывать их плиткой.

Все было продумано, каждый шаг был спланирован, а если появлялись протестующие, имевшие за собой большую армию сторонников, им давали должность и кабинет, убивая дух протеста в зародыше.

Так пал Арцах, пал от жестокой и алчной власти, которая не пожалела своего многострадального народа, видевшего три войны, и заставила его пережить бедствия последней, разрушительной войны. Я была настолько потрясена, что у меня не осталось никаких чувств. У меня было ощущение, что я вновь хороню родителей. Кроме того, мой сын был тяжело ранен, а раны не заживали из-за того, что пуля была отравленной.

Мы ждали прибывшие из Армении машины скорой помощи и только при посредничестве Красного Креста удалось перевезти тяжелораненых в Армению.

— Как вам удается после депортации интегрироваться в новой среде?

-Лишившись Родины, я перестала быть собой, сознательная жизнь превратилась в биологическое существование, а все ухудшающееся здоровье сына нависло дамокловым мечом над моей головой… Однако я нашла силы, поселившись в Ереване, пошла работать в кондитерский цех (опыта у меня было достаточно, так как у меня был кондитерский цех в Степанакерте). В основном я пеку арцахские сладости, женгялов ац.

— Что вы думаете о программе жилищной поддержки и принятии гражданства РА?

— Жилищная программа — это не план по обеспечению людей квартирами, а очередное издевательство над потерявшими кров людьми, план заставить их снова встать на путь эмиграции. 40 процентов жителей Арцаха покинули мать-Армению в поисках работы и проживания в зарубежных странах. Это второй этап депортации арцахцев, иначе что было сложного в том, чтобы обеспечить жильем 20 тысяч семей — всего два десятка многоэтажных домов, и это при том, что вся Армения превратилась в стройплощадку.

Самое печальное, что мы разбросаны по всей республике, наша культура и традиции, диалект под угрозой ассимиляции. Наши дети могут выйти из стресса, общаясь со своими соотечественниками, говоря на своем диалекте. Как можно так не любить свой народ, быть столь равнодушными к детям, прошедшим через ад войны? Война для нас еще не окончена…

Мы всегда были и остаемся гражданами Армении, наши паспорта тому подтверждение. Не знаю, какой интригой вызвано требование о повторном принятии гражданства. Обидно также, что нас отправляют в приграничье. Мы не боимся войны, весь Арцах был приграничны, участвовал в 4 войнах. Но раз уж дают сертификаты на покупку квартиры, пусть люди сами выбирают место жительства.

— Мы знаем, что вы возглавляли педагогические коллективы, поддерживаете ли вы с ними связь?

— Мне тяжело жить без своих учеников, команды, односельчан, родственников. Я всегда занималась общественной деятельностью, и сейчас мне очень сложно адаптироваться к новой реальности, кажется, что это долгий кошмарный сон, и однажды я проснусь в своем доме, в своей кровати, задерну занавеску на своем окне, посмотрю на Кирс, Мров, на звон колоколов собора Св. Аствацацацин перекрещусь и скажу: «Слава Тебе, Господи!» И я уверена, что кошмар закончится, пока жив национальный дух, свободолюбивая молодежь, и однажды наш народ проснется от летаргического сна и встанет на защиту своих ценностей.

— Ваше видение судьбы Арцаха.

— Арцахцы – это сливки нации, и, возможно, сильнейшим Бог дает наиболее сложные испытания. В четырех войнах мы доказали, что нас невозможно сломить. У нас еще нарастает девятый вал борьбы и гнева, и мы смоем грязь с нашей святой Родины. Мои мечты остались в Арцахе, и я буду отстаивать их.

Карине Бахшиян

f