19 сентября мы поняли, что оставаться в Арцахе уже невозможно: Аида Гюрджян

  • 14:29 12.08.2024

Интервью с Аидой Гянджумян, бывшим советником министра образования Арцаха, педагогом со стажем

— В сентябре 2023 года мы понесли самую тяжелую потерю в тысячелетней истории Арцаха — в Арцахе не осталось армян. Как вы справились?

— Это были самые болезненные и тяжелые дни в нашей жизни. Конечно, было сложно было отдавать себе отчет в том, что придется покинуть свой дом. Многие спрашивают, почему арцахцы покинули свои дома, как это произошло на самом деле? Ответ на этот вопрос может дать только человек, ощутивший эту боль на собственной шкуре и преодолевший 9-месячную блокаду. Здесь часто спрашивают, жили бы мы в Арцахе, если бы блокада продолжалась? От имени арцахских армян я уверенно отвечаю — да, мы и дальше бы преодолевали трудности и жили бы в Арцахе. Мы уже готовились к зиме, хотели наполнить кладовые, конечно же, за счет собственных огородов. Мне никогда не приходило в голову, что однажды я могу покинуть Арцах. Мы все ждали окончания блокады, но, увы, все закончилось худшим образом, и арцахские армяне стали беженцами.

После депортации мы часто слышим упреки в том, что мы покинули Арцах, но как может человек добровольно оставить свой дом, нажитое многолетним трудом и жить на съемной квартире, без работы и средств к существованию? Нам пришлось уехать, потому что ситуация была отчаянная. 19 сентября мы поняли, что оставаться в Арцахе невозможно и опасно. Так же, как ребенок бежит на руки к матери, мы уехали и сейчас находимся в Армении, но наша родина – Арцах, и мы никогда об этом не забудем.

— Жизнь народа Арцаха разделена на две части — до и после. Как сложилось ваше после?

— Вы все помните, что до блокады я привезла группу детей из Арцаха в Ереван для участия в конкурсе песни «Евровидение», и мы не смогли вернуться из-за блокады. По пути домой мы остановились в Горисе. Там я встретила двух замечательных людей, Диану Григорян и Нуну Алекян, которые потом сыграли в моей судьбе важную роль.

В конце сентября, когда мы приехали в Армению, меня сразу же встретила моя подруга Нуна. Расскажу о ней кратко- в сложный период моей жизни она стала для меня столпом, на который я опираюсь и могу смотреть вперед, занимаясь самообразованием.

Потом мне позвонила Диана, сострадательная и доброжелательная женщина, наделенная высшими человеческими ценностями. Зная, что я без работы, пригласила меня работать в основанной ею общественной организации «Звон», которая финансируется фондом «Сюн». Я также обратилась к Мире Антонян, уроженке Арцаха, с которой познакомилась во время межведомственного тренинга, организованного в Цахкадзоре. Она сразу же ответила и пригласила работать у нее коучем, тренером с молодежью из Арцаха. Для меня это было поистине спасением, потому что я получила возможность работать с арцахскими детьми, помогать им, а также самой облегчить семейные заботы. Эти два приглашения были для меня спасением. В организации, возглавляемой Дианой Григорян, совместно с директором фонда «Сюн» Рузанной Маркосян была реализована программа, которая называлась «Мы — носители арцахской культуры».

С 1 января я была назначена руководителем программы, и мне была предоставлена ​​возможность приглашать для работы в программе учителей из Арцаха. Я была очень взволнована и с согласия Дианы пригласила историка, специалистов по музыке, хореографа, руководителя ремесленного кружка, и в результате сформировалась команда, которая начала свою работу примерно с 57 детьми из Арцаха. Программа работала с января по 12 июля. 12 июля в библиотеке имени Хнко Апера в Ереване состоялся концерт, где мы представили свою работу. За время действия программы это был уже 4-й концерт, представленный родителям и гостям. Еще раз благодарю Рузанну Маркосян, Диану Григорян и Миру Антонян.

Эти люди являются большой опорой для арцахских армян. В центре «Звон» у нас была возможность говорить на арцахском диалекте. Я занималась психологией с арцахцами, а другой специалист работал с детьми из Армении. На уроках дети были очень воодушевлены и все время хотели говорить на диалекте. Любой разговор с детьми заканчивался одной и той же фразой: мы вернемся в Арцах.

После депортации для меня было большим сюрпризом, когда мои 16 детей из Гориса во главе с Лилит Аванесян посетили наш дом. По сей день мы поддерживаем постоянный контакт друг с другом.

— Как вы прокомментируете решения правительства РА по программе жилищной помощи?

— Прежде всего, должна отметить, что арцахцам очень сложно снимать квартиры по баснословным ценам. Людям кое-как удается обеспечивать еду и одежду. Выделенные правительством 50 тысяч драмов немного облегчают заботы людей, но мы прекрасно знаем, что это временно. После завершения этой программы мы все окажемся в сложной ситуации. Программа жилищной помощи правительства РА неприемлема, а сумма, которая запланирована, бесконечно мала для покупки квартиры. Указанной суммы может хватить на покупку разве что земельного участка. Если правительство РА не пересмотрит свое решение, то арцахцы окажутся в крайне сложной и безвыходной ситуации. Арцах был границей, со всеми своими населенными пунктами, и мы не избегаем жизни на границе, но позвольте арцахцам самим решать, где им селиться. Ведь они пережили трудные времена. Я считаю неправильной решение о выплате 5 миллионов драмов.

— Мы все пытаемся интегрироваться.

— Да, вы правы. Мы не отчаиваемся, ведь трудности закалили нас, и нам предстоит снова найти себя. Как бы ни было трудно, мы должны оставаться в Армении. Моя семья не сможет жить где-либо еще, где все будет нам чуждо. Мощный интеллектуальный потенциал пришел в Армению из Арцаха. Если мы объединим все наши силы, мы спасем Армению, всегда помня о вере в возвращении в Арцах, но только под армянским флагом и законами.

Я продолжаю оставаться преданной делу воспитания детей, которое считаю своей единственной миссией. У меня нет жизни без детей. Мне часто звонят мои бывшие ученики, коллеги, и это дает мне силы делать больше. Моя цель – дать образование и воспитать поколение армян, никого не отделяя. Наше поколение не смогло защитить наших детей, подарить им беззаботное детство, вместо этого мы возложили на их плечи тяжелую ношу, и я поставила перед собой цель воспитать армянских детей так, чтобы они выросли здоровыми, патриотичными и сильными.

— Ваше пожелание нашим соотечественникам.

— Я хочу, чтобы арцахцы наполнились добром. Несмотря ни на что, не нужно обозляться. Даже если мы можем помочь друг другу добрым словом, давайте поддержим друг друга, помните, что мы большая и дружная семья. Я люблю всех…

Карине Бахшиян

f