Последние врачи, оставшиеся в Степанакерте: «Никогда не забуду день взрыва»

  • 19:08 30.08.2024

Вклад медиков в Арцахской освободительной борьбе сложно переоценить. В ходе четырех арцахских войн они, не щадя себя, мужественно сражались за жизнь каждого раненого на поле боя солдата. Несмотря на все тяготы войны, достойно несли свою службу, не останавливаясь ни на минуту: под обстрелами, в подвалах, при отсутствии должного освещения и необходимых медикаментов. Ежедневно проводили сложные операции, спасая сотни жизней.

Одним из достойных представителей Белой армии является военный хирург Айк Осипян. Родился и вырос в Степанакерте. В детстве Айк увлекался футболом и мечтал стать известным футболистом. Но с возрастом все изменилось, и будучи в 8 классе Айк задумался о профессии военного медика, глубоко осознавая всю важность этого дела в условиях нашего региона.

По окончании обучения Айк был направлен на службу в армию обороны Арцаха.

«Первым боевым испытанием стала 4-дневная война 2016 года. В то время я служил в одной из воинских частей Мартунинского района. Хорошо помню день начала войны. Это была суббота, в тот день я должен был вернуться домой, но так и не  успел. Во время Апрельской войны в Мартунинском направлении было относительно спокойно, да и в целом, процесс боевых действий был под контролем, каждый знал и четко выполнял свою боевую задачу. Не было большого потока раненых, и медперсонал вполне справлялся со своими обязанностями без дополнительной помощи.

Во время 44-войны я уже работал в госпитале Иваняна, и увиденное за этот период было полной противоположностью 4-х дневной войны. Нескончаемый поток раненых и погибших. Ранения разной степени тяжести, в основном осколочные. Врачи с трудом справлялись с нелегкой задачей. На помощь врачам приходили волонтеры медики как из Армении, так и с других стран. Работать приходилось в экстремальных условиях с максимальной скоростью. И так каждый день, выполняя свой долг в ожидании лучших вестей с фронта.

Однако информация, доходившая до нас, не всегда соответствовала действительности. Она была настолько противоречивой, что невозможно было понять, что происходит на передовой и что нас ждет. Так мы прожили 44 дня в тревожном неведении, с надеждой на лучший исход войны. Но случилось не то, что мы ожидали».

После подписания злополучного заявления от 9 ноября Айк, как и большинство арцахцев. остался жить и творить на родине с надеждой на мирное будущее. Но и на сей раз надежды не оправдались. Долгожданный мир так и не наступил, последовала 9 месячная блокада и все трудности, связанные с ней. Приходилось выживать и работать в условиях дефицита медикаментов и веерных отключений электроэнергии. Но даже в таких условиях Айк и его коллеги добросовестно выполняли свой профессиональный долг.

19 сентября 2023 года в полдень в очередной раз прозвучала воздушная тревога, а следом разрывы снарядов… Арцах снова был втянут в войну. В это время Айк находился на боевом посту и глубоко осознавал, что на сей раз нужно надеяться только на собственные ресурсы, т.к. дорога в Армению была перекрыта.

Несмотря на все сложности, казалось бы, в безвыходных, нечеловеческих условиях  врачи продолжали бороться за жизнь каждого раненого. «За свою жизнь мне довелось увидеть 4 войны, пережить блокаду, но ту умопомрачительную картину, которою я увидел после взрыва на топливном складе, невозможно сравнить ни с чем. В тот период, когда случился взрыв, уже шла эвакуация, в республике была острая нехватка медицинского персонала, в госпитале оставалось всего несколько человек. Никогда не забуду тот злополучный день. Спустя некоторое время после взрыва во двор госпиталя подъехал «Урал», из которого стали выносить обгоревших людей.

Стоял страшный крик. Люди буквально стонали от жуткой, невыносимой боли. Порою мы чувствовали себя немощным, поскольку в больницах заканчивались последние ресурсы, и мы не знали, как и чем помочь людям. До сих пор с ужасом вспоминаю беспомощные взгляды людей, которые искали своих родных и близких среди жертв. Многие стоя передо мной на коленях умоляли помочь найти и спасти близкого человека. Моему счастью не было предела, когда удавалось обнаружить хоть кого-нибудь среди жертв и помочь его близким».

После  депортации Айк был направлен на службу в Сюникскую область, в город Сисиан, где живет и работает по сей день. «Если каждый из нас ежедневно будет вносить свою лепту в дело возвращения на родину, то мы обязательно вернемся. Я в этом убежден», сказал Айк Осипян в беседе со Step1.am.

Арсен Агаджанян

f