Обвиняли Красный крест, а русских «спасителей» и собственное правительство кормили до отвала

  • 18:27 01.09.2024

Статья шведского журналиста Расмуса Канбака «Мы не могли нормально работать: как Азербайджан не давал Красному Кресту помогать во время блокады жителям Нагорного Карабаха», опубликованной в OCCRP, вызвала бурный резонанс в домене X.

В объемной статье повествуется, как Азербайджан во время блокады Арцаха морил население голодом и препятствовал ввозу лекарств и продуктов питания. Те, кто был в Арцахе во время блокады, все это видели и ощущали на своей шкуре.

На протяжении нескольких месяцев единственной надеждой жителей Нагорного Карабаха выбраться из блокады и получить медицинскую помощь была колонн белая «Тойота» МККК. Международный суд в Гааге обязал Азербайджан обеспечить «беспрепятственное движение» из анклава по единственной дороге, ведущей в Армению, однако, по данным OCCRP, на самом деле возможности МККК были весьма ограничены, говорится в статье.

Ответ Азербайджана  был ожидаем. Они написали ответную статью, обвинив журналиста в проармянской позиции, работе против Азербайджана и т.д.

Но вернемся к нашим баранам.

В Степанакерте я жил неподалеку от офиса Красного Креста. Помню посылку, которую получил от МККК во время первой карабахской войны. Это была коробка с аккуратно расфасованными продуктами и белой пятилитровой канистра для постного масла, в которой мы потом носили воду с деревенского родника. Такие контейнеры были у каждого в деревне. Мне было приятно видеть их организованную работу, как они приходят и уходят на работу точно вовремя, было приятно видеть, что там работают и местные, приятно было видеть людей издалека. Азербайджан же всегда препятствовал проникновению международных организаций и доноров в Нагорный Карабах.

Люди, потерявшие своих родственников во время войны 2020 года, сломали вывкеску на офисе МККК: «верните наших родственников из азербайджанского плена…»

Мы можем прямо сейчас опустить флаг МККК, закрыть офис и уехать. Организация делает все возможное, что в ее силах, но вам лучше обратиться с этими вопросами к своему правительству, — сказал тогда представитель МККК, чтобы успокоить разгневанных людей, стоящих у ворот офиса.

Но местные жители не только не пошли к правительству, но и вновь разбили вывеску офиса МККК, на этот раз во время блокады, когда на блокпосту Акари был похищен Вагиф Хачатрян. Кроме того, глава правительства сам пришел в офис МККК и обвинил органихацию в неспособности гарантировать безопасность народа Арцаха.

Вы не можете и не способны гарантировать безопасность кому-либо в Арцахе. Мы хотим заявить, что вы некомпетентны, и мы обязаны объявить об этой некомпетентности, — в 2023 году об этом заявил госминистр Гурген Нерсисян 29 июля перед зданием МККК в Степанакерте. Но разве МККК взяла на себя обязательства по обеспечению безопасности Арцаха?

Очевидцы говорят, что представители МККК сопротивлялись и пытались остановить азербайджанских солдат, когда они похищали Вагифа Хачатряна, старались по крайней мере предотвратить это.

Перед зданием МККК можно было беспрепятственно жаловаться, высказываться, обвинять, а к тем, кто приехал в Арцах гарантировать «безопасность», претензий не было. Русские продавали еду в голодающем городе в четыре раза дороже и слышали только «большое спасибо». Билет на вертолет стоит 2000 долларов, если вы хотели лететь в Ереван, 400 000 драмов, если вы собирались привезти товар… Короче говоря, цены и условия были всем известны.

Также рассказывали, что, в отличие от сотрудников МККК, «миротворцы» разглядывали «шоу», широко расставив ноги, когда азербайджанские солдаты похищали армянских юношей из машин, били их оружием по голове и увозили в бакинскую тюрьму.

Вы помните детей, которые ехали с Евровидения, и в «Урале» «гарантов безопасности» (да, в Ереван можно было ехать только на «Урале»), и девочка упала в обморок.

А вот «гарант безопасности» с роскосыми глазами сидит один в единственной открытой точке питания Степанакерта и доедает последние салаты. Ничего, он гость, — оправдывается девушка с кассы. Офицеры в Иваняне (Ходжалу) с красными от солнца лицами идут с пятью бутылками «Мадатова», оживленно матерясь по-русски. Воистину русский рай — в магазинах только алкоголь.

Хорошо жить в физическом пространстве, отрезанном от мира, иметь дорогу в Ереван, ездить туда и обратно раз в год, тем более, что продукты как-то привозят, есть министерства, парламент, президентство, все работают и получают зарплаты. Живи не тужи, лох лява, ведь политику все равно определяют сверхдержавы.

Что греха таить, я тоже не ожидал такого трагического финала. Сейчас я наблюдаю, как азербайджанцы превращают дома моих родственников в студенческие общежития, университет «ремонтируют», из здания на Экомяна прямо с окон выбрасывают вещи, ломают детские коляски и велосипеды, делают селфи у Дед-бабы, синий стадион, словом, Ханкенди…

Мы жили так тридцать лет, не понимая и не ощущая нарастающую угрозу. Мы винили всех, но только не самих себя, ведь проще винить Красный Крест. Это организация гуманитарная, отнесутся с пониманием.

Марут Ванян

f