Шаумян, скрестив руки, стоял спиной к замолкшим фонтанам на Пятачке

  • 18:34 10.09.2024

Недавно я услышал две похожие истории о том, как люди спасались от взрыва на складе бензина в Айказове.

До последней секунды я не собиралась покидать родное село. Не стала сжигать военную форму сына и мужа. Наоборот, постирала, погладила и аккуратно разложила вещи в шкафу, — рассказывает женщина из мартунинского села, — пока сельский староста не собрал жителей и не дал два часа на сборы… Гужен бензин, сказал сын, надо ехать в Айказов. Как ни старался, завести машину не смог, сломался датчик… Только потом мы услышали о страшном взрыве, — рассказывает женщина.

Мужчина из Чартара рассказал, что у него было семь голов скота: смеется — как я переправил бы их в Армению, мы сами еле доехли… Единственное утешение — то, что я забил одного быка и поделился с соседями и друзьями, остальных отпустил, — говорит он. Мой сын был в ста метрах, когда прогремел взрыв… Может быть, Бог принял мою жертву, — говорит он.

От Дед-Бабы до Кольцовой — километровая очередь машин. Газа нет, бензина нет. Кто мог, купил канистру бензина на российском «черном рынке».

Но самым ярким свидетельством нехватки топлива стал городской мусор, который стали убирать все реже. Это последние запасы, говорили в муниципалитете. Собаки с торчащими из-под кожи костями пытаются найти кости в мусорных баках.

До последнего дня город убирали, на пустых улицах мигали оранжевые светофоры, люди беспорядочно ходили посреди улиц, снимая последние деньги из банкоматов, а их голоса раздавались эхом в пустоте.

Степан Шаумян стоял, скрестив руки, перед замолкшими фонтанами Пятачка, город стал совершенно неузнаваемым…

Марут Ванян

f