— Рядом с отцом я чувствовала себя защищенной и сильной. Рядом с ним я была горда и честна. Знала, что могу доверять ему безоговорочно. 19 сентября 2023 года я потеряла опору: нет ни моего отца, ни моей родины. Все мои мечты разбились, остались только драгоценные воспоминания, — рассказывает 15-летняя Наре, дочь погибшего 19 сентября Андрея Исраеляна.
Во время последней Арцахской войны в селе Сарушен Аскеранского района было особенно опасно. Во избежание геноцида, по указанию главы общины женщины, старики и дети покинули село и различными путями добрались до Степанакерта. Многие даже не успели забрать документы. Мужчины остались на позициях села и до конца сражались с неравными силами врага…
Вот что рассказывает Наре:
— Когда начался первый обстрел, я была в школе. Мой отец тоже был там, в школе шел ремонт. Мы все вышли во двор, чтобы узнать, что нам делать. Отец подошел ко мне, обнял, поцеловал и сказал, что началась война, и его место на позициях, в ополчении. Я не знала, что вижу отца в последний раз. Я бы обняла его и не отпускала…
Мы с мамой к дедушке. Связь уже была прервана и узнать о происходящем было невозможно. Мой старший брат Ваге находился в Степанакерте, а младший брат Эдгар, солдат-срочник, был в это время возле села Хачен. Мы очень волновались, ситуация в селе была панической. Вместе с односельчанами мы через лес добрались до села Мсмна Мартунинского района. Нас хорошо приняли и разместили в домах. Затем пришли и мужчины с позиций, наших не было. В ту же ночь глава нашей общины прислал автобусы, и мы двинулись в Степанакерт. Уже были новости от братьев, а от отца ничего. Были противоречивые новости, говорили, что есть погибшие. Сердце мое чувствовало, что с отцом что-то случилось, иначе он не оставил бы нас одних в Степанакерте…
Через несколько дней поступила скорбная весть. Андрей Исраелян погиб вместе со своим двоюродным братом Артаком. Очевидцы из Хачмача говорят, что видели, как машина Андрея, в которой находился его раненый брат, мчалась в сторону Степанакерта. По дороге он остановился, увидев машину односельчанина, думая, что, наверное, ему нужна помощь. Он нашел односельчанина убитым в машине, и в этот момент из разных мест выходит группа азербайджанцев, окружает машину и открывает огонь… Если бы Андрей не остановился, гибель братьев можно было бы предотвратить… Но он не мог оставить односельчанина на дороге. Сарушенци не мог так поступить…
Останки братьев были найдены спустя несколько дней. Их привезли в Степанакерт, затем в Ереван. Андрей вместе с односельчанами нашел свое последнее пристанище в ереванском пантеоне Ераблур.
Когда я спросила Наре, что бы она хотела сказать отцу, она долго молчала, а затем, подняв взгляд на небо, сказала:
— Уже год прошел, а я все еще там, во дворе школы, где обнимала тебя, не думая, что в последний раз. Ты улыбнулся мне своими добрыми глазами. Я тоже тебе улыбнулась… Самым близким и теплым местом для меня был отцовский очаг, а теперь — звездное небо.
Карине Бахшиян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.