Если коридор — «конец» для Ирана, то где спасение?

  • 18:33 18.09.2024

Россия, Турция и даже некоторые западные страны заняты последними приготовлениями к прорыву Мегринского коридора и лишь ждут удобного момента. Но дело даже не в коридоре, а в упразднении Армении, нейтрализации Ирана как регионального фактора и новой сделке между российско-турецким альянсом и Западом.

Эта сделка начала назревать по мере приближения 100-летия Карсского договора и была завершена 17 сентября 2023 года в Константинополисе, когда представители Российской Федерации, США, ЕС и, возможно, Турции приняли решение о деарменизации Арцаха и его геноциде.

Тогда Иран не возражал против такого шага, еще раз заверив, что признает «территориальную целостность азербайджана».

Сейчас в Иране говорят, что «Зангезурский коридор» станет концом этой страны. А есть ли спасение?

Глава Национальной разведывательной службы Турции (MIT) Ибрагим Калын, выступая на II Бакинском форуме безопасности, позволил себе сказать, что «всеобъемлющее мирное соглашение между Ереваном и Баку чрезвычайно важно для развития коммуникаций по линии Азербайджан-Армения-Нахиджеван-Турция-Европа, включая открытие Зангезурского коридора».

Представители Турции, как и других стран, демонстративно не называют Нахиджеван «азербайджаном», имея в виду Карсский договор, согласно которому Нахиджеванская армянская республика была временно передана под протекторат азербайджана. Однако через Россию Турция почти добилась расширенного продления Карсского договора, включив в него Арцах, Нахиджеван и юг Сюника.

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу во второй раз за 10 дней посетил Иран, чтобы передать послание Владимира Путина.

Шойгу подтвердил «поддержку Москвой политики Ирана в отношении коридоров и каналов связи с Азербайджаном».

Но какова политика Ирана?

Новый президент этой страны отправится в США 22-го сентября, чтобы выступить с речью на Генеральной Ассамблее ООН, а также провести примирительные переговоры с Западом. Иранские официальные лица откровенно заявляют, что именно Россия «разжигает» вопрос Зангезурского коридора, чтобы торпедировать создание каналов связи между Ираном и США.

Торпедирующих немало. За последние несколько месяцев Иран с чем только не столкнулся: авария вертолета президента, демонстративное убийство лидера ХАМАС в Тегеране, диверсии Израиля в Палестине и последняя —  теракт с пейджерами в Ливане. Иран не отвечает, что приводит к усилению давления на него.

Посол Ирана в Армении Мехди Собхани в интервью «Азатутюн» подчеркнул, что Иран не против разблокирования дорог, но у него есть красные линии.

«Красная линия наступит, когда наша граница с Арменией будет прервана, то есть получится, что мы не сможем иметь контакта с Арменией, это наша красная линия, коммуникации должны быть под суверенитетом Армении, в рамках территориальной целостности и законов Армении», сказал Собхани.

Иран может предотвратить это одним заявлением, как это сделали Нидерланды: Нагорный Карабах оккупирован, Нахиджеван не принадлежит Баку, действенность Карсского договора сомнительна.

f