Невыученные уроки или умышленная политика

  • 09:53 20.09.2024

Прошел еще один тяжелый год, в течение которого арцахцы метались между своей растерянностью, депрессией, поиском жилья, финансовых возможностей для обеспечения своих жизненных потребностей. А сотни людей привыкали (хотя, к этому неимоверно трудно привыкнуть) жить без своих погибших на боевых позициях и во время ужасного взрыва на складе горючего в Айказове родных, близких, родственников и друзей. Еще одна часть арцахцев до сих пор борется за освобождение своих родных из террористического плена алиевского режима. Но хуже всего тем, кто никак не может найти хоть какую-то зацепку-информацию о своих пропавших без вести членов семьи, отца, брата, мужа, сына…

Война… Это забытое после победы Арцаха над фашистским азербайджаном в 1994 году слово вновь уверенно вошло в жизнь арцахцев в апреле 2016 года. Апрельская война, названная Четырехдневной, стала первым сигналом о том, что мы имеем дело не только с азербайджанской армией, перешедшей на натовские стандарты, но и с другими акторами.

В частности, уже тогда стали происходить события, о которых сегодня говорится в открытую: в войне заинтересован не только азербайджан, но и турция с россией.

Достаточно вспомнить о том, что на четвертый день войны, когда планировалась контратака Армии Обороны Арцаха, было объявлено о том, что при посредничестве россии стороны согласились на прекращение огня. Якобы, экс-министр обороны Армении Юрий Хачатуров экстренно вылетел в Москву, где и был подписан документ. Хотя потом никто не мог достоверно сказать, где был подписан документ.

В дни войны в тылу то и дело появлялась информация о том, что на нейтральной территории идут работы по строительству каких-то сооружений, предназначенных для размещения неких миротворцев.

Было это так или нет, никто так и не понял. Уже тогда чиновники валили друг на друга вину за агрессию и гибель более 100 военнослужащих с армянской стороны: то разведка не так доложила, то танки были заправлены водой и всякая подобная чепуха.

В эти же дни был предложен план установления на линии азербайджано-карабахского соприкосновения механизмов мониторинга, которые должны были устанавливать, с какой стороны открывается огонь. План назывался Венские договоренности, которые были отвергнуты азербайджаном.

И уже тогда стал очевиден тот бардак и халатное отношение к своим обязанностям в армянской армии. Очень много говорилось о коррупции, о нецелевом использовании финансов, о неудовлетворительном качестве боеприпасов и оружия и т.д.

Была создана комиссия по расследованию, которая так и не выявила ничего или не пожелала опубликовать результаты. Словом, все, как всегда, было пущено на самотек, в рассчете на то, что со временем все рассосется, а люди, как всегда, поговорят и перестанут.

Но основной причиной неудач было и другое: все существующие политические, дипломатические, военные механизмы армянской политики показали свою несостоятельность. И даже после агрессии не было проведено ни одного публичного анализа по внешней политике, вооружений, использованных со стороны азербайджана, каким образом на фронте со стороны противника были вовлечены люди в гражданской одежде, в кроссовках, которые были замечены в пытках, обезглавливании, расчленении армянских военнослужащих.

Участники военных действий тех дней неустанно рассказывали о дронах, которые уничтожали нашу технику и артиллерию. Армянские военнослужащие сбивали их своими автоматами, был даже случай, когда его сбил пастух своим охотничьим ружьем.

И вместо того, чтобы всеми этими фактами отсутствия у нас системы ПВО, соответствующего вооружения для ведения войны 5-го поколения занялись специалисты, мы опять впали в эйфорию, восхищаясь героизмом наших 18-летних парней.

Результатом нашей беспечности стала война 2020 года.

Невыученные уроки, невыполненное задание 2016-го привели к тому, что через 10 дней после начала войны 27 сентября 2020 года врагу удалось обрушить всю систему обороны южного крыла (Джракан-Гадрут) и уже 11 сентября войти в город. И это при том, что гадрутский полк оставался и удерживал боевые позиции близ Горадиза до 26 октября.

Мы еще вернемся к войне 2020 года, а сейчас приведем цифры, которые говорят сами за себя. Предварительная статистика материальных потерь в Арцахе после 2023 года: 12 городов, 241 село, 11 450 квартир, 13 550 домов, 15 заводов, 60 фабрик, 200 домов культуры, 25 музеев, 115 библиотек, 4 университета, 7 колледжей, 232 школы, 232 гимназии, 2386 хачкаров, 400 средневековых кладбищ, 385 церквей, 60 монастырских комплексов, 37 ГЭС, 48 шахт, 5 каналов, 3500 га леса.

В результате агрессии русско-турецко-азербайджанского трио в 2023 году весь Арцах был передан в дар азербайджанскому террористу и фашисту алиеву.

Несмотря на то, что преступное трио называет эту войну “специальной военной операцией”, предшествовавшие 10 месяцев блокады Арцаха, война 10-20 сентября 2020 года и последующая массовая депортация жителей Арцаха является геноцидом.

Об этом говорят такие авторитетные международные организации как Freedom House, International, Partnership for Human Rights, Democracy Development Foundation, Helsinki Citizens’ Assembly — Vanadzor, Protection of Rights without Borders NGO, Law Development and Protection Foundation и Truth Hounds, а также статья 7 (преступления против человечности) и статья 8 (военные преступления) Римского статута Международного уголовного суда.

О том, что в Арцахе был совершен геноцид, уже второй год говорит первый прокурор Международного Уголовного суда Луис Морено Окампо.

И лишь некомпетентные или продажные чиновники и парламентская оппозиция Армении выдумывают обоснования, чтобы свалить на самих арцацев свою бездарную политику и дипломатию, в результате которой около 150 тысяч армян воедино решили покинуть тысячелетнюю землю своих предков и искать поддержки у своих соотечественников по всей Армении.

Теперь насильственно изгнанные жители Арцаха ищут пути обращения в МУС и другие международные суды, чтобы восстановить свои права. Потому что правительство Армении отказывается от своей конституционной функции – быть гарантом безопасности Арцаха и представлять права части своего народа на международных площадках.

Маргарита Карамян

Фото Марута Ваняна

 

f