Вражеский фосфор. Трудное решение покинуть родину. Возвращение только в армянский Арцах

  • 11:34 21.09.2024

Марине Даниелян родом из Чартара, после смерти мужа одна воспитывала двоих сыновей. Оба сына участники двух войн в Арцахе. Старший был тяжело ранен во время войны 2020 года — обожжен фосфором.

«Во время войны мой старший сын получил глубокие ожиги посое применения фосфора у села Гергер. Прямо возле него были убиты 5 человек. На самом деле он чудом спасся, его спасли друзья, хотя он убеждал их не пытаться помочь, потому что не исключено, что то же самое повторится снова, но друзья не послушались. Слава Богу, моего сына удалось спасти».

Несмотря на все это, сыновья Марине не прекратили боевой путь: старший сын поступил на службу в СНБ, а младший сын — в Армию обороны в качестве контрактника. В 2023 году во время войны первый оборонял Тагавард, а второй – родной Чартар.

Как и почти всем арцахцам, Марине сложнее всего было осознать необходимость покинуть родину, потому что другого выхода нет.

«У нас не было машины, сыновья заставили меня ехать с семьей деверя без них. Они сказали, что смогут добраться сами. Мы ничего не взяли, только наши документы».

Марине говорит, что исход длился пять дней, без хлеба и воды. Они видели аварии на дороге, но жизнь оказалась к ним милостливее, чем к многим другим соотечественникам — им не пришлось столкнуться с непреодолимым горем.

«Миротворцы нам вообще не помогли, без еды, воды, пять дней в пути. В Корнидзор мы приехали через пять дней, нас очень хорошо приняли. Мы решили остаться в Горисе».

Марине с большим трудом удалось найти работу в муниципалитете Гориса, сейчас она работает уборщицей. Однако, как и другие соотечественники, сетует на финансовое положение.

«Пособий, которые выдает государство, хватает только на аренду, получается, что моя семья зависит только от моей зарплаты, хотя мои сыновья тоже работают, когда есть работа. Если женщинам хоть как-то удается найти работу, мужчинам гораздо сложнее, поэтому мой сын хочет переехать в Ереван, говорит, что там хоть работа есть, а здесь ничего постоянного».

Единственное желание и требование Марине к правительству Армении и Арцаха – вернуться в армянский Арцах, пусть даже в присутствии международных миротворцев, но непременно без азербайджанцев.

Алвард Григорян

f