Армен из Гетавана был застрелен прямо в центре села, когда пытался предотвратить осквернение памятника павшим за Родину. 19 сентября 2023 года азербайджанцы вошли в Гетаван и сразу приступили к сносу памятника. 50-летний безоружный Армен заметил это и побежал к памятнику.
«Враг вошел в село и сразу же взялся разрушить памятник. Он пытался не позволить. Был тогда с русскими, вышел, перепрыгнул через стену и в тот же момент по ним открыли огонь, из всех видом оружия. Говорят, стреляли даже из техники, я попросил россиянина прислать фотографию, он сказал — не могу, они проверяют мой телефон», — рассказал Forrights.am брат Армена Арут Мартиросян.
Армен был патриотом, участвовал в первой Арцахской войне, фотография другого его брата, Павла, была помещена на постаменте памятника героям, наряду с другими. Павел погиб в возрасте 17 лет на Омаре. Арут говорит, что Армен не мог смотреть, как разрушают памятник героям.
Армен отдал свою жизнь, но враг довел свое «дело» до конца. На опубликованных позже азербайджанских кадрах не видно ни памятника с хачкаром, ни фотографий парней, а от постамента осталось лишь несколько камней.
Армен отказался покинуть Гетаван, когда к селу подошли вражеские войска, он отправил своих родственников в соседнее село Дрмбон, а сам остался. «Он отправил мою жену, детей, своего сына и и обещал приехать потом. Он был с русскими, в нашем селе была военная база российских миротворцев», — рассказал Арут.
Армен был учителем истории, преподавал в школе до 2012 года. Был участником войны 90-х годов, получил ранение, оружие ему больше не выдавали из-за проблем со здоровьем. Арут помнит свои слова во время самообороны в сентябре, когда всем выдали оружие, а ему нет. «Он просил оружие, говорил, что я останусь тут и без оружия. У него была контузия».
Тело Армена было вывезено из Гетавана русскими. Похоронен он в Арцахе, никого из его родственников не было, известно примерное местонахождение могилы, посетить которую невозможно.
«Я связался с россиянами и попросил привезти тело в село Атерк, где служил другой мой брат. Его привезли, но моего брата там не оказалось, он был в засаде, его однополчане похоронили возле штаба», — сказал Арут, заявив, что российские миротворцы, которых считают гарантами безопасности, не защитили его брата.
«Я не могу сказать, что почему русские никого не защитили. Русские — белые турки, мы считаем их друзьями, но они позволили напасть на нас. Мы не верили, что они защитят нас. Они вели с нами бизнес, продавали сигареты, пачку за 4-5 тысяч драмов, и это были азербайджанские сигареты».
Село Гетаван Мартакертского района стало объектом агрессии с первых часов наступления 19 сентября. Село находится на границе Арцаха и Азербайджана. В этом селе, на стороне Шаумянского района, начался бой.
«Когда Шаумян перешел к азербайджанцам, наше село стало границей. Я был дома, когда началась стрельба. Люди были в панике, били по селам, не только по постам», — сказал Арут Мартиросян, вспоминая в разговоре с Forrights.am дни азербайджанской агрессии.
«Я вернулся с постов и увидел, что в доме нашего соседа убили армянина. В тот же день враг вошел в наше село. Они въехали в село по дороге. Мы покинули деревню за несколько минут до их прихода. Мы приехали в Дрмбом, это было соседнее село, а оттуда в Степанакерт», — вспоминает Арут.
Когда он и его соратники вернулись в Гетаван, село было уже пусто, женщин и детей вывезли из соображений безопасности. «Я нашел свою семью в приюте школы в соседнем селе, до этого у меня не было никаких вестей».
На видео, опубликованном азербайджанскими СМИ, в Гетаване царит смятение. На кадрах видны перевернутые автомобили, поврежденные выстрелами. Такие же следы и на стенах домов, на кадрах видно, что выбиты двери и окна домов. Деревня пуста.
Нарек Киракосян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.