Хаченц: «Было немыслимо, что я не могу ехать в Арцах, хотя меня зовут туда моей же песней»

  • 11:14 17.10.2024

Собеседник Step1.am – Артур Хаченц.

— Как вы начали петь и кто или что вдохновило вас выбрать этот путь?

Арцах и его культура оказали на меня колоссальное влияние, и я чувствую себя настолько сильным от этого, что стараюсь вкладывать все силы в сохранение арцахского диалекта, культуры, музыки, в написание песен и достойное представление Арцаха. Я начал петь, потому что был озорным и активным ребенком и мне нужно было куда-то вкладывать энергию. Через 5-6 месяцев занятий танцами группа закрылась, что меня обрадовало. Танец меня не особо привлекал, это было больше желание моих родителей. Голосовые данные впервые заметили бабушка и дедушка и посоветовали мне заняться пением, одновременно приобретая другую профессию.

— Какая ваша песня имеет для вас большее значение и что делает ее особенной?

Песня «Поехали в Арцах» “Եկ քինինք Արցախ” особенная, потому что она приглашает всех в Арцах. Ее пели чаще во время блокады. Арцахские дети разучивали эту песню, только начиная говорить. Мой призыв был принят, и это была не только моя песня, но и призыв всех арцахцев. Это было очень эмоционально и немыслимо, что я не могу сам ехать в Арцах, хотя меня туда зовут моей же песней. После войны 2020 года я много ездил в Арцах и выступал с благотворительными концертами. Не боялся пересекать границу и встречаться с азербайджанцами лицом к лицу. Враг боится моего диалекта и этой песни, и да будет так всегда. Я очень изменился после войны, стал более зрелым, выносливым и бойцом. Песня «Мое сердце болит», написанная под влиянием войны, стала саундтреком к фильму «45 дней. «Борьба за нацию», благодаря чему меня пригласили в США. Эта песня исцелила меня.

— Какие эмоции вы пытаетесь донести до своей аудитории в связи с событиями в Арцахе?

Мои переживания и чувства отражены в моих песнях, прямо и искренне. Мое сердце, душа и язык работают одновременно, и эта личная война, пытки, любовь, тоска, аромат Арцаха выливаются в песни… Вместо того, чтобы плакать, я просто пишу песни, и это для меня большое утешение. Я стараюсь донести до арцахцев ощущение того, что есть боль, и эта боль внутри нас: в душе, в мозгу, везде. Мы должны преодолеть эту боль и поверить, что однажды мы вернемся.

— Как вы себе представляете сохранение и развитие музыкального наследия Арцаха?

Я вношу в это дело свой вклад. Сохранение и развитие музыкального наследия Арцаха возможно также пением, записью в виде аудиокниг фольклора или моих песен, или тех, что написаны до меня, которые я могу представлять в своей интерпретации и стиле. В будущем у меня есть идея создать анимацию, чтобы арцахские дети могли смотреть мультфильмы на диалекте и не забывать свой язык. Я всемсвоим существом буду служить этому и всю жизнь проживу Арцахом. Даже будучи в Арцахе, я скучал по Арцаху. В своих песнях я стараюсь подчеркнуть армянские музыкальные особенности: чистоту, искренность, армянские народные инструменты: кяманча, канон, зурна, блул, дап, армянский доол, барабан. Я стараюсь представить их в современной интерпретации, не теряя при этом старых.

— Каковы ваши дальнейшие планы в музыкальной индустрии? Есть ли у вас проекты или песни, которые бы представляли историю и культуру Арцаха?

Будущее – это также настоящее, и все зависит от настоящего. Сейчас я стараюсь вложить все свои силы в музыку, потому что это не просто музыка, а борьба, это Арцах, с еще не изъятыми из тела осколками. Естественно, проекты и песни, которые я представляю, созданы и служат Арцаху. У меня нет проблем с самооценкой, и мне не обязательно сниматься в клипах, необходимо там представлять Арцах, чтобы люди могли осознать, какой рай мы оставили в заложниках. Я работаю 4 года в своей студии, в группе, коллективе, со своими звукозаписями, инструментаами, микс-мастерами. Все мои видео сняты мной. Мне принадлежат как тексты, так и музыка для большинства моих песен.

— «Вы интегрировались в культурное сообщество Еревана, вас «приняли в семью» или к вам относятся как к «дальнему родственнику»?

Я не считаю себя представителем шоу-бизнеса. Считаю себя художником, интеллигентом, который вдумчиво пишет свои произведения и по-своему интерпретирует их. Я хочу, чтобы люди, которые слушают мои песни, прежде всего поняли, что Арцах – это любовь, Арцах вечен и что он всегда будет ждать нас, будет звать, пока мы не вернемся. Это не заноза в горле, а наоборот, вдохновение надежды и веры, дающее нам крылья. В Арцахе спокойно, когда мы там, и Арцах тоже скучает по нам. Мы должны всегда оставаться сильными, стойкими, жить в Арцахе, оставаться армянами, и, хотя мы скучаем по своей Родине, мы не должны ее потерять.

Татев Азизян

f