Поддерживающие миф об Азербайджане государства не способны даже обеспечить свою внутреннюю стабильность.

  • 09:30 18.10.2024

Собеседник Step1.am – арцахский аналитик Давид Карабекян.

— Господин Карабекян, Баку ровняет с землей целые кварталы в Арцахе, уничтожает или присваивает армянские религиозные и культурные памятники. Как можно противостоять этому варварству, какие шаги должна предпринять армянская сторона?

— Подобные демонстративные шаги являются вызывающим мессиджем и проявлением неуважения как к международному праву, так и к Армении и армянскому государству. Такими шагами Азербайджан, похоже, пытается отвлечь свое общество от серьезных внутренних противоречий. Мифы, на которых держится это государство и которые поддерживаются некоторыми кругами в России и Запада, которые помогли Азербайджану в 44-дневной войне и однодневной войне 2023 года, постепенно испаряются. И эти государства не способны даже обеспечить свою внутреннюю стабильность.

И в-третьих, это показывает, что экспансионистский режим этой страны не нуждается в мире, потому что он осознает невыполнимость задач, он чувствует, что ситуация с каждым днем ​​становится все сложнее. И на самом деле, похоже, Баку не только пытается проверить прочность наших нервов, но и невольно показывает, что «мирное соглашение» и компромиссы — тщетные понятия. Все это рано или поздно приведет к конфронтации. Они уже выступили с требованием признать преступниками и экстрадировать в Баку тех, кто служил в Арцахе, по их словам, «долг Армении составляет не 50 миллиардов, а 350 миллиардов». Если раньше в счет уплаты фиктивного долга, который якобы возник в результате эксплуатации «недр Азербайджана», требовали Сюник, то теперь требуют в 7 раз больше. То есть они хотят заполучить территорию в 8-10 квадратных километров, почти половину Армении. Иначе говоря, они хотят сократить территорию Армении примерно до размеров, предусмотренных Батумским соглашением.

Мы должны быть готовы к борьбе за выживание, чтобы сохраниться как нация. Они уже поднимают вопрос о суверенитете армянского государства. А уступками мы только приближаем эскалацию. Азербайджан выдвигает претензии не только к нам, но и к Грузии. Иными словами, она стремится не только стать субрегиональной державой, занять доминирующее положение на Южном Кавказе, но и завоевать территории. Любая такая страна опирается на мифы, вспомним Советский Союз, другие империи, которые, находясь на грани распада, приписывали себе региональную или глобальную миссию. И не случайно старший брат Турция выдвигает более жесткое требование — уничтожить все, что составляет нашу национальную идентичность. Они откровенно требуют — забудьте о геноциде и Арцахе, не ссылайтесь на арбитражное решение Вильсона, Севрский договор. Иначе говоря, нас лишают своей идентичности, мы перестаём быть нацией. Вместо этого нам обещают определенные «уступки», например, дешевый газ, торговые возможности. И все это они связывают с США, будто это американский план и требование, и их цель — вывести Россию из региона.

Если сейчас у нас есть государство, армия, атрибуты национальной государственности и нам предъявляют такие требования, а в Азербайджане и Турции «поют гимн Еревана», открыто выражая свои амбиции в отношении всей армянской территории, то представьте себе наше положение, если они реализуют свои планы. Мы идем по пути унижения и связываем все это с интеграцией в цивилизованный мир. Но ведь Турция нам официально ничего не обещала, и Азербайджан не только ничего не уступил, но нарастил свой военный бюджет до 5 миллиардов долларов и закупает огромное количество вооружений. Азербайджан не скрывает, что готовится к широкомасштабной войне и пытается сопротивляться оказываемой нам помощи. А наша подготовка очень скромная.

— Есть ли в Армении внутренняя сплоченность, чтобы противостоять всему этому, выйти на борьбы за выживание нации, как вы говорите?

— У нас нет концепции укрепления и консолидации внутренних сил, которая отрезвила бы нас и мотивировала на борьбу с возможными вызовами. Вместо этого постоянные споры, утешающие призывы. Кроме того, внутренняя ситуация становится все более сложной. Потеряв Арцах, мы потеряли водные ресурсы, пахотные земли и полезные ископаемые. Мы потеряли цитадель, которая нас защищала. В то же время мы получили тяжелый моральный удар, идея победоносной, сильной армии, похоже, подверглась серьезному испытанию, и ей еще долго предстоит восстанавливаться.

По мере ухудшения социальной ситуации растет и объем эмиграции. Говорят, что арцахцы едут в Россию, но официальная статистика говорит, что за эти годы из Армении эмигрировали 115 тысяч человек. Это достаточно высокий показатель, он был и во время мирового экономического кризиса 2000-х годов, и в годы первой Арцахской войны. Иными словами, это свидетельствует о том, что наше экономическое положение также сложное и, к сожалению, не имеет тенденции к улучшению.

Роза Ованнисян

f