Наира Агаджанян, которая родилась и жила в Степанакерте, 33 года проработала в учреждениях культуры, а последние 10 лет была директором Республиканской детской библиотеки имени Туманяна в Арцахе. Библиотека отвечала современным стандартам, имела 13 сотрудников и все условия для работы.
«Оставить то, что создавалось всю жизнь, и уехать с пустыми руками, сложив все свои вещи в чемодан. Мы, как и другие арцахцы, смогли спастись только сами. Самое страшное было 19 сентября в 2023 года. Моя дочь собиралась домой из университета. Муж тут же отправился искать дочь… все сразу перевернулось вверх дном. С жуткими и необъяснимыми чувствами мне пришлось спуститься в подвал, а муж искал Наре, заходя один за другим во все подвалы по пути из дома в университет. Потом мы узнали, что моя дочь дошла до площади Возрождения, когда началась атака. Наре, пережившая две войны, при первом же взрыве закричала от ужаса, так что молодая женщина с двумя детьми схватила мою дочь за руку и быстро отвела ее в подвал гостиничного комплекса «Валлекс Гарден». Моя дочь была в таком шоке, что даже позвонить не могла, ее долго трясло. Лишь несколько часов спустя, ближе к вечеру, нам позвонил неизвестный мужчина и сообщил о местонахождении моей дочери. Хоть я и не слышала крика дочери, он все еще в моих ушах. Эти чувства невозможно описать словами», — взволнованно сказала Наира Агаджанян.
Поскольку их квартира находилась в центре, недалеко от площади Возрождения, они стали свидетелем жутких сцен, которые открывались с балкона 5-го этажа. У них не было подвала, и их приютили в отеле «Валлекс Гарден», где людей также обеспечивали едой. Тогда там могли укрыться и переселенцы из регионов. Они вынкждены были покинуть свои дома впопыхах и добираться до Степанакерта в одной одежде. Постепенно люди молча начали собирать необходимые вещи и покидать город. С каждым днем освещенных окон в домах становилось меньше, а вдалеке виднелась дорога, ведущая в Шуши, забитая машинами.
«С одной стороны, не хочешь покидать дом, а с другой не хочешь оставаться, потому что может произойти что угодно, и в такие моменты иы думаешь только о том, как спастись. По городу уже бродили азербайджанцы. Шоком стал и взрыв на складае ГСМ 25 сентября. В тот момент все думали о спасении своей семьи, и мы все осознавали весь ужас происходящего. В тот момент мы еще находились в Степанакерте. Мы пытались уехать 28-29 сентября. В первый раз смогли доехать только до церкви, потому что поток машин был такой большой, что стояли пробки, и мы едва могли передвигаться. Мы вышли из машины и вошли в церковь. Это был последний момент, когда мы с дочерью вошли в церковь, где царила необычная атмосфера. В соборе были церковные принадлежности, вещи: свечи, кресты и все бесплатно. И я попросила присутствующих взять с собой что-нибудь и сохранить. Мы тоже взяли крестики, именные буквы, поставили свечку и вышли. Ощущения были ужасные, и муж подумал, что нам надо вернуться домой и дождаться следующего дня», — поделилась тяжелыми переживаниями тех дней моя собеседница.
Возвращение стало для тикин Наиры еще одним потрясением. По ее словам, войдя в квартиру, она ощутила жуткий холод, разложила вещи, некоторые из них остались, потому что не удалось уместить все в машину. В этих чувствах она вдруг вспомнила тяжелые дни блокады, когда они пытались выжить в условиях жесточайшей нехватки продовольствия, а иногда и отсутствия его, но даже эти лишения казались ей блаженными в сравнении с депортацией. Муж затопил печь и из того, что было в доме, они решили приготовить что-нибудь, что можно будет взять с собой на следующий день.
Ее мужу, писателю, члену Союза писателей Армении и Арцаха Гамлету Мартиросяну пришлось сжечь свои книги. Ему удалось взять лишь несколько экземпляров и положить их в машину, а остальные, чтобы они не попали в руки турок, он сжег собственными руками. Это большая трагедия для писателя.
Жителей в здании не было. Все звуки отзывались эхом. В конце концов Наира закрыла дверь квартиры и вышла. Их семья была насильственно перемещена 29 сентября. Муж не был профессиональным водителем, вместе с коллегами-журналистами из Общественного телевидения Арцаха они пересекли КПП, преодолевев большие трудности, которые Наира сравнивает с дорогой на Голгофу. Они договорились, что если вдруг кого-то из них арестуют на блокпосту, остальные позаботятся о женщинах и детях.
«Арцахцы востину прошли через ад, и теплое отношение, проявленное в селе Тех, было необъяснимо трогательно. Теперь нам придется начинать все с нуля. Надо быть твердой, как скала, чтобы выдержать все это. Сейчас мы снимаем однокомнатную квартиру, которая находится недалеко от университета моей дочери. Мой муж не работает. После депортации мои родственники разъехались по разным местам, и я уже год не имею возможности видеть свою 80-летнюю мать, тогда как в Арцахе я видела ее каждый Божий день», — говорит Наира Агаджанян.
У них много проблем. С марта ее взяли на работу в Национальную детскую библиотеку имени Хнко Апера. От себя и других арцахцев она благодарна дирекции библиотеки за то, что они помогли в трудную минуту и решили проблему с трудоустройством. Наира надеется, что однажды ситуация изменится и они вернутся домой.
Зара Маилян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.